23.10.2008 | 19:59

Немецкий и австрийский экспрессионизм в галерее "Школа"

Российские музеи и частные коллекции испытывают явный дефицит работ европейских экспрессионистов. Поэтому первая выставка в Музее изобразительных искусств, представляющая полотна группы "Мост" из фондов берлинского музея "Брюкке", вызвала шквал неподдельного интереса. На его волне в Москве сегодня была открыта еще одна экспозиция. Галерея "Школа" выставила два десятка картин классиков немецкого и австрийского экспрессионизма. Рассказывают "Новости культуры".

Если импрессионисты всегда в моде, то интерес к экспрессионизму в России появился лишь сейчас. Это направление возникло в Германии в 1910 – 1920-е годы и получило распространение во всем мире. Впервые художники отказались от визуального восприятия окружающего мира и обратились к своим личным переживаниям. Параллельно существовало сразу несколько художественных объединений. Самыми известными были "Мост" и "Блю райт". ""Блю Райт" больше работала с цветом. Они более яркие, более сочные и абстрактные. В отличие от них, "Мост" не уходил совсем в абстракцию. Соблюдали очертания фигур и силуэты, при этом они работали с цветом", – рассказывает галерист Ринальдина Власова.

Экспрессионизм по накалу страстей и эмоциональному выплеску не знал равных в искусстве ХХ века. Хаос и дисгармония, царившая в мире накануне Первой мировой войны, отражались в работах немецких мастеров. Они использовали изломанные линии, искаженные формы, яркий, кричащий цвет. В 1937 году их искусство было объявлено дегенеративным, а работы были изъяты из музеев. Драматично складывались судьбы самих художников. Так, один из лидеров экспрессионизма Людвиг Кирхнер не мог перенести такого унижения и в 1938 году покончил жизнь самоубийством. В 1920-е годы прошлого века влияния экспрессионизма не избежали и русские художники. "Судя по годам, это шло одновременно. И в Германию художник Лентулов ездил. У него такие же экспрессивные работы. Тот же Хаим Сутин, имея французскую школу, приравнивался к немецкому экспрессионизму", – замечает коллекционер Андрей Еремин.

На выставке представлены картины Алексея Явленского, который в молодости уехал из России и оказался участником группы "Синяя четверка", члены которой увлекались экспрессионизмом. Впрочем, сам Явленский считал себя не зависимым от каких-либо влияний.