24.10.2008 | 11:06

Единство театральных противоположностей в "Сезон Станиславского"

Единство театральных противоположностей – так можно определить программу фестиваля "Сезон Станиславского", который стартует завтра в Москве. На этом смотре работы мэтров режиссуры встречаются с экспериментальными постановками. Их объединяет отношение к системе Станиславского. В нынешнем году организаторы попытаются доказать, что даже в невербальном театре не обойтись без идей Константина Сергеевича. Фестиваль откроется спектаклем знаменитого немецкого режиссера Томаса Остермайера "Замужество Марии Браун" по мотивам фильма Райнера Вернера Фассбиндера. Рассказывают "Новости культуры".

Раньше было так: если к нам едет Томас Остермайер, то наверняка на фестиваль "NET" как яркий представитель нового европейского театра. Однако сейчас, кажется, все смешалось в фестивальных домах Москвы, и Остермайер, представляющий постановку "Замужество Марии Браун" по Фассбиндеру, стал главной звездой нынешнего "Сезона Станиславского". "Остермайер, наверное, подаждал, пока фильм станет классикой, чтобы обращаться с этим сюжетом, как мы обращаемся с классическими произведениями Шекспира. То есть уже дать трактовку этого сюжета на новом историческом витке", – замечает театровед Видас Силюнас.

Впрочем, "Сезон Станиславского" уже не первый раз охватывает столь разнообразную палитру – от актуальных и довольно жестких спектаклей до постановок в духе "классического психологического театра". Все фестивальные концепции актуальны, прежде всего, для критиков. Главное, ведь чтобы зритель был в выигрыше. А как он может проиграть, когда в афише такие имена и постановки? "Это фестиваль недонаправленный. Этот фестиваль не сосредоточен на каком-то одном театральном стиле, на одной театральной школе по очень простой причине: само учение Станиславского, сам взгляд на мир Станиславского, сама распространенность идей Станиславского не сводится к какой-то одной форме бытового психологического театра", – говорит театровед Алексей Бартошевич.

Эймунтас Някрошюс – постоянный участник "Сезона Станиславского". На этом фестивале покажут его спектакль "Макбет". Стоит отметить, что в Москве его уже видели, но редкий любитель театра пропустит столь изысканное зрелище. "Мне кажется, что в разговорах театроведов про Някрошюса вкрадывается одна ошибка. Все любят говорить о метафорах Някрошюса. Мне кажется, что это не совсем корректно, что это не метафоры, а символы. В отличие от метафоры, символ – это элемент культурного языка, который неразрывно сопряжен с мифом", – поясняет Видас Силюнас.

Традиционная московская часть "Сезонов" состоит из относительно недавних, но громких премьер. В данном случае это "Роберто Зукко" Камы Гинкаса, "Бесприданница" Петра Фоменко и "Берег Утопии" Алексея Бородина. В целом, получается, что для московской публики почти все нынешние участники "Сезона Станиславского" если и не близкие, то хорошие знакомые.

Самой темной лошадкой фестивальной афиши станет иранец Амир Реза Кухестани, хотя он уже участвовал в Чеховском фестивале. На этот раз режиссер и драматург покажет совсем новую постановку. Так что скучать до 11 ноября точно не придется, а там и новый фестиваль подоспеет.

Читайте также: Марина Зайонц о фестивале "Сезон Станиславского"