24.10.2008 | 23:36

На "Карте мира". 24 октября 2008 года

Завтра в Лондоне стартует ежегодный фестиваль современного российского искусства "Russian Act". Он откроется оперой Чайковского "Иоланта" в исполнении группы российских вокалистов и Лондонского филармонического оркестра во главе с его главным дирижером Владимиром Юровским. Многие участники фестиваля – музыканты, певцы, художники – представляют на Западе российскую культуру как органичную часть мирового художественного процесса. В этом и заключается главный принцип фестиваля "Russian Act".

***
Пестрый фейерверк вспыхнул на серых стенах галереи "Lenbachhaus" в Мюнхене. Там открывается уникальная выставка Василия Кандинского. Для организации ретроспективы объединились три галереи, обладающие крупнейшими собраниями работ пионера абстракционизма. Из их коллекций было отобрано девяносто пять картин, которые представляют все основные периоды творчества и жизни Кандинского: мюнхенская группа "Синий всадник", возвращение в Москву, школа "Баухаус" в Веймаре и Дессау, эмиграция в Париж. Ожидается, что к февралю галерею "Lenbachhaus" посетят около четырехсот тысяч человек. Чтобы старинное здание выдержало такой натиск, организаторам пришлось перестроить выставочные залы и перенести вход. После Мюнхена выставка отправится в Париж, а затем в Нью-Йорк.

***
Один из величайших шедевров Ренессанса возвращается к зрителям. Закончено десятилетнее исследование и реставрация картины Рафаэля "Мадонна со щегленком". Она была написана, когда художнику было не больше двадцати пяти лет, в качестве подарка к свадьбе купца Лоренцо Нази. Однако через сорок лет землетрясение разрушило дом богатого торговца, а картина была разорвана на семнадцать фрагментов. Ее пытался восстановить один из потомков Нази доступными ему средствами. Сейчас команда реставраторов из галереи Уффици использует микроскопы, рентгеновские лучи и инфракрасную фотографию.

"Другая трудность заключалась в том, что над реставрацией картины уже работали, и это произошло спустя совсем не много времени после ее создания. Тогда были использованы те же материалы и цвета, которые старели вместе с оригиналом. Поэтому было трудно отличить работу Рафаэля от этой первой реставрации", – говорит реставратор Патриция Риитано.

В следующем месяце обновленный шедевр будет выставлен во флорентийском Палаццо Медичи, а после вернется в галерею Уффици.