24.10.2008 | 23:48

К 90-летию основания Центра имени Грабаря

В новом выставочном зале Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени Грабаря открылась первая экспозиция. Она посвящена 90-летию основания крупнейшего реставрационного центра в стране, который ежегодно приводит в порядок и возвращает к нормальной музейной жизни порядка двух тысяч предметов искусства. На юбилейной выставке представлены достижения последнего времени. Рассказывают "Новости культуры".

Его стали называть "ожоговым центром для картин" после пожара в Мураново в 2006 году. Как работать с обугленными полотнами, в Центре не знали. Еще в начале года Портрет неизвестной мог находиться только в горизонтальном положении – сотрудники боялись полного разрушения красочного слоя. Теперь главная опасность миновала, и полотно постепенно восстанавливают по специально разработанной технологии. "Это не просто ремесло, это хорошо развивающаяся наука с практикой. Может быть, мы даже что-то опережаем из классической науки, хотя мы все время используем чужие знания и технологии. У нас нет своих. Мы все время на грани математики, химии и физики", – говорит руководитель Центра имени Грабаря Алексей Владимиров.

Это выставка для профессионалов. Многие экспонаты находятся в стадии реставрации. История каждой вещи уникальна. Солнечные часы XVI века, сделанные в Германии и найденные в фондах музея в Иваново, представляли собой две костяные пластины. Пришлось перечитать тонны литературы, чтоб дать им вторую жизнь.

Работа над фреской "Суд Божий над Вавилоном" шла двадцать восемь лет. Теперь сотрудники гордятся новым изобретением – переносной основой из самого современного материала. Транспортировать фреску теперь стало легко. Виктор Васильевич Филатов, посвятивший реставрации всю жизнь, говорит, что главное – всегда успевать за новинками. "Занимался всем, не только русским искусством, но и искусством Средней Азии, Севера – вся страна была в нашем распоряжении. Надо было успевать рассматривать новые методы реставрации материалов, потому что оченьрасширялся диапазон", – замечает Филатов.

Через месяц многие экспонаты вернутся к своим "лечащим врачам". А пока в Центре проходят "Грабаревские чтения", на которых обсуждают использование лазера в работе реставраторов.