25.10.2008 | 22:43

Открыт "Сезон Станиславского"

Международный театральный фестиваль "Сезон Станиславского" открыт. По традиции – оглашением имен лауреатов премии Константина Сергеевича. Она вручается в девяти номинациях. Режиссер Леонид Хейфец назван "Лучшим театральным педагогом". Валерий Фокин "За возрождение Александринки" наречен "Строителем театра". Актерские награды – разделили Полина Агуреева, Марина Игнатова и Петр Семак. Событием года стал спектакль Алексея Бородина "Берег Утопии". Почетная премия "За вклад в развитие российского театра" – у режиссера Льва Додина и актрисы Малого Драматического Татьяны Шестаковой. А в номинации "Зарубежный театр" победил Алвис Херманис. Награждение лауреатов состоится позже. А несколько минут назад на фестивале завершился первый показ. Мюнхенский театр "Каммершпиле" привез спектакль Томаса Остермайера "Замужество Марии Браун", поставленный по сценарию фильма Райнера Вернера Фассбиндера. Подробности – у "Новостей культуры".

Имя Томаса Остермайера способно взволновать театрального гурмана в любой части земного шара. Любимец театральных фестивалей – тонкий, жесткий, современный и актуальный режиссер. Причем, одна лишь его фамилия в афише смотра напрямую свидетельствует об уровне мероприятия. Так как привезти Остермайера - удовольствие во всех смыслах недешевое.

В мюнхенском "Каммершпиле" худрук берлинского "Шаубюне" ставит лишь второй спектакль. Но, по словам режиссера, "Замужество Марии Браун" он только там и мог поставить.

Томас Остермайер, режиссер (Германия): "На это есть целый ряд причин. Ну, во-первых, сам Фассбиндер с юга, и его герои говорят на южном диалекте. А потом – мне нужна была именно эта актриса на роль Марии – Бригитта Хобмайер".

Главная звезда его постановки – хрупкая рыжеволосая, в чем-то все-таки похожая на музу Фассбиндера, – Ханну Шигуллу. Хотя Остермайер и говорит, что заинтересовался сценарием, не видя самой картины.

Все остальные роли в этом спектакле достались четырем актерам. Переодеваясь прямо на сцене – легким движением руки … доктор превращается в мать Марии, а сестра милосердия – в официанта.

Томас Остермайер, режиссер (Германия): "Вы знаете, для меня - это история Марии, и я не хотел, чтобы зритель путался в героях …"

Эта пронзительная женская история послевоенной Германии у Остермайера разворачивается на фоне черно-белой кинохроники, спроецированной в самых неожиданных местах – изображение перемещается с задника сцены на платье Марии. Кстати, так же как и у Фассбиндера – для Остермайера "Замужество Марии Браун" – часть так называемой "женской" трилогии. Только для театрального режиссера - это заключительная ее часть. И судя по всему, – первые –"Нору" и "Концерт по заявкам" - как раз в Москве и видели.

Читайте также: Единство театральных противоположностей в "Сезон Станиславского"