27.10.2008 | 11:25

Всемирный день аудиовизуального наследия

27 октября – Всемирный день аудиовизуального наследия. Пожалуй, это один из самых молодых международных праздников. Он отмечается по инициативе ЮНЕСКО с 2006 года, но, несомненно, уже стал одним из самых важных. Память человечества крайне уязвима. По мнению экспертов, если в течение десяти лет мы будем лишены доступа к звуковым и видеозаписям, человечество впадет в состояние коллективной амнезии. Сегодняшний день – повод привлечь всеобщее внимание к проблеме сохранения уникальных материалов. О том, как решают эту проблему сотрудники Российского Гостелерадиофонда, рассказывают "Новости культуры".

В 1938 году в Москве, на Малой Никитской улице, началась история Государственного телерадиофонда. Уникальная коллекция Гостелерадиофонда, аналогов которой нет не только в России, но и во всем мире, насчитывает более полутора миллионов единиц хранения. Общий хронометраж пленок составляет около трехсот тысяч часов или тридцать четыре года круглосуточного вещания. Все это напоминает зеркало общественной, политической, культурной и спортивной жизни прошедшего столетия. Почему есть необходимость в сохранении? Ответ очевиден. "Необходимо прежде всего потому, что мы не должны быть "иванами, родства не помнящими". Мы должны знать свою историю и культуру. Историю той страны, в которой мы живем", – говорит заместитель директора Гостелерадиофонда Валентина Морозова.

Архив телевизионный – это художественные, документальные, мультипликационные фильмы. Имеются записи спектаклей МХТ, Малого театра, Вахтанговского. В фонде хранятся настоящие шедевры музыкальной классики. Радиоматериалы состоят из студийных записей музыкальных и литературных произведений, трансляций концертов и радиоспектаклей. "Наш архив дает представление об очень большом периоде времени. Радио – с 1938-го года, телевидение – с 1951-го. Вы можете увидеть первые шаги, и мне кажется, что это необходимо знать и тем, кто принял эстафету на радио и телевидение, и тем, кто живет в нашей стране", – считает Валентина Морозова.

Магнитная пленка живет всего двадцать пять лет. Потом слой начинает осыпаться. Примеров множество. Например, "Бенефис Людмилы Гурченко" режиссера Евгения Гинзбурга. Был создан в 1978 году. Совсем недавно обнаружилось, что девяносто процентов магнитного слоя осыпалось. Материал срочно пришлось отдавать на реставрацию, пока он не погиб окончательно. Специалисты есть – весь вопрос в средствах. Выход один: необходимо привести в порядок исходный носитель, поработать с изображением и звуком – то есть, фактически, отреставрировать его, а затем перевести материал в цифровой формат.

Сегодня собрание телефонда отреставрировано всего на четыре процента, радиофонда – всего на два процента. Потребуется не одно десятилетие, чтобы при существующих технических возможностях перевести весь фонд на цифру при том, что идет необратимый процесс разрушения пленок. Этот вопрос сегодня решается на государственном уровне. Указом президента России Гостелерадиофонд включен в свод особо ценных объектов культуры – наряду с Мариинским театром, Петергофом, Соловецким монастырем и другими культурными и историческими ценностями.

Читайте также: Людмила Шендяпина о Всемирном дне аудиовизуального наследия