28.10.2008 | 12:39

Самая драгоценная пара Большого театра

Юбилейный фестиваль в честь Екатерины Максимовой и Владимира Васильева завершился вечером гала-концертом, который стал кульминацией этого фестиваля. Солисты Большого, Мариинки, Парижской и Римской оперы танцевали фрагменты из спектаклей, поставленных специально на звездную пару. Это был настоящий праздник не только высокого и зрелого балетного мастерства, но и блестящих дебютов. Вместе с прославленными мэтрами на сцену Большого вышли ученицы Екатерины Максимовой. Рассказывают "Новости культуры".

Последние несколько дней Васильев и Максимова буквально живут в Большом театре. Слишком много сил душевных и эмоциональных потребовал этот гала-концерт. За рекордно короткое время надо было подготовить партии, в которых когда-то они блистали сами. "Самая большая радость, которую мы испытываем, не от того, что нас еще помнят, что мы живы, что мы здесь, что собралось столько народу, и мы чувствуем себя как будто за границей. Нет! Самое большое удовольствие и радость – это творчество", – подчеркивает Васильев.

Максимова и Васильев смеются над придуманными историями о том, как не понравился Володя маленькой Кате. За пятьдесят лет они и не такое о себе слышали. "Мы танцевали вместе с первого класса школы, выходили вместе на сцену. Может быть, на уроке исторического танца во время полонеза я могла отвернуться, обидевшись. А теперь из этого почему-то раздувают: оказывается, мы не хотели танцевать вместе", – говорит Максимова. "Потому что так даже интереснее. Представляете, вы ненавидите друг друга, не хотите танцевать вместе, а потом вы живете вместе уже почти пятьдесят лет душа в душу, и все говорят: "Ах, какая замечательная пара"", – добавляет Васильев.

Когда-то зарубежные импресарио назвали Васильева и Максимову самой драгоценной парой Большого. Гала-концерт еще раз подтвердил очевидность этого факта. С ходу овладеть хореографией "Макбета" оказалось сложно даже для Светланы Захаровой и Андрея Уварова. На одно адажио приходится такое количество поддержек. В Большом "Макбет" продержался десять лет. Кроме Васильева, танцевать в нем смогли немногие. "Он технически сложный, эмоционально сложный. Там были такие сложные вариации", – замечает Васильев.

Васильев заставил танцевать Николая Цискаридзе и Дениса Овчаренко под музыку Моцарта. Номер сделан специально для гала-концерта. Оказывается, продержаться семь минут в моцартовских ритмах даже для Цискаридзе непросто. Премьер Большого танцевал со всеми ученицами Максимовой, но в этот вечер на сцене он был со своим учеником. "Он решил показать, что такое преемственность в Большом театре. Тот редкий случай, когда мы оба еще можем выходить на сцену, можем прыгать одинаковые движения", – замечает Цискаридзе.

Ученица Максимовой Галина Степаненко в этот вечер танцевала под Пьяццоллу и Родригеса. "Фрагменты одной биографии" в постановке Васильева особенно полюбили темпераментные аргентинцы, почувствовав в танго родственную душу классического танцовщика. "Когда на поклонах Максимова с Васильевым вышли на сцену, сверзу посыпались цветы и опустили огромное сердце из цветов", – рассказывает педагог, репетитор Большого Виктор Барыкин.

В начале восьмидесятых Максимова и Васильев буквально ворвались в мировой кинематограф, станцевав в "Травиате" у Дзеффирелли. Потом Васильев сам не раз ставил хореографические номера для опер Верди, и для гала-концерта в Большом он обратился к испытанной классике.

Сейчас они почти не ставят в Москве, но в Европе Максимова и Васильев всегда востребованы. Германия, Италия, Франция, Япония, Бразилия – всюду идут их постановки. Идеальная пара, которую еще никому в мире не удалось перетанцевать.

Читайте также:
"Анюта" снова на сцене Большого

К 50-летию творческой деятельности Максимовой и Васильева

Екатерина Максимова и Владимир Васильев. Пятьдесят лет вместе