29.10.2008 | 13:06

"Рахманинов наших дней" Константин Щербаков

В Европе российского пианиста Константина Щербакова называют "Рахманиновым наших дней". Победив в 1983 году на Первом Всесоюзном конкурсе имени Рахманинова, молодой виртуоз сразу заставил говорить о себе как о яркой и сильной личности. Если он ставит перед собой цель, то глобальную: добиться, чтобы русская музыка звучала в мире. Если исполняет любимые рахманиновские прелюдии, то все двадцать четыре в один вечер. Результат подобного максимализма весьма убедителен: многие трактовки Щербакова признаны эталонными. Сейчас музыкант живет в Швейцарии, преподает в Цюрихской консерватории, но в Москве бывает ежегодно. Рассказывают "Новости культуры".

Константин и Нина – семейный союз, который со временем все больше напоминает семейный подряд. Супруги всегда вместе. Во избежание несчастных финансовых случаев Нина стала менеджером Константина. Они познакомились в классе камерного ансамбля в Гнесинском училище. Нина играла на скрипке, Константин – на фортепиано. "Мы играли сначала Квинтет Франка, потом его Трио, а заканчивали уже Сонатой. К этому моменту все уже было ясно", – вспоминает супруга пианиста. В благополучную Швейцарию они переехали тоже вместе.

После победы на престижном конкурсе Гезы Анде в Цюрихе ученик профессора Московской консерватории получил много западных контрактов. Вопроса адаптации не существовало. Если есть рояль и семья, значит все не так уж плохо. "Мне так хорошо в семейном кругу, так хорошо, что не нужны другие связи, другие развлечения", – признается Щербаков. "Это жалко, что семья для него – прежде всего. Друзья есть, но я не могу сказать, что их много. Все-таки он, действительно, как большинство пианистов, сосредоточен на своем деле", – замечает Нина.

Последние минуты перед концертом, к которому Щербаков долго готовился. "Как говорил Лист: "Если я не играю один день, я замечаю это на следующий день. Если я не играю два дня, это замечают мои друзья. Если я не играю три дня, это замечают даже критики"", – поясняет исполнитель. На этот раз критики заметили, что Щербаков играл то, с чем не каждый оркестр справится, – последнюю, Девятую симфонию Бетховена в транскрипции Листа для фортепиано. Это произведение, после которого нужно долго восстанавливаться. Для турне такие не выбирают. "Я не люблю большие турне, потому что используется одна или две программы, и на третий день ты полностью опустошен. А выходить на сцену по обязанности или по контракту – это не задача музыканта", – говорит Щербаков.

Задача музыканта – играть то, что нравится и когда нравится. Щербаков добавляет: если это согласуется с мнением выпускающей компании. Пока у него все получается. Помимо Бетховена, пианисту нравятся камерные "Времена года" Чайковского.

Московский концерт удивляет и слушателей, и самого Константина Щербакова. Сложных сочинений в истории музыки еще много. Так что Константину Щербакову будет, за что взяться.