30.10.2008 | 11:13

Выставка Боровиковского открывается в Третьяковке

Восемнадцатое столетие в русской живописи принято называть "веком портрета". Вершиной этого периода считается творчество Владимира Боровиковского. Обостренное внимание живописца к человеческой личности открыло новый этап в развитии отечественного искусства. Впервые наследие мастера во всей полноте представляет монографическая выставка, которая открывается в Государственной Третьяковской галерее. Она приурочена к 250-летию со дня рождения художника. В экспозиции представлено более двухсот работ. Особый интерес вызывает религиозная живопись Боровиковского, которая в советские годы была мало доступна исследователям и полностью закрыта для публики. Рассказывают "Новости культуры".

Вряд ли уроженец Миргорода Владимир Боровиковский когда-нибудь стал известным, если бы не Екатерина Вторая. Однажды во время путешествия в Крым она увидела прославляющие ее величество аллегорические работы художника и потребовала вызвать мастера в Петербург. "Это работа из Русского музея, а это – Третьяковской галереи. Здесь, на нашей работе, она более моложаво выглядит, а здесь – менее", – показывает заведующая отделом выставок Государственной Третьяковской галереи. Самой императрице портрет в парке, в почти "домашней" одежде, не понравился, но именно благодаря ему Боровиковский был пожалован в академики.

Открывает выставку известный портрет Павла из Русского музея, рядом – портреты его супруги и детей. В центре сделали специальную выгородку, на которой можно увидеть самые лиричные и изысканные работы художника. "Первый портрет считается неоконченным – Филипповой, жены архитектора Казанского собора", – продолжает Нина Дивова.

До увлечения портретной живописью Боровиковский занимался иконописью, которой с детства учился у отца и братьев. Его иконописные работы хранятся, в основном, в Русском музее. Некоторые из них ни разу не экспонировались. Иконостас Троицкой церкви Смоленского кладбища в Петербурге – это последняя большая и незавершенная работа художника.

На выставке можно увидеть произведения из двадцати российских музеев. Картины обычно перевозятся в специальных климатических ящиках. "Должна быть жесткая упаковка, где внутри картины не кантуются. Потом ее закрывают, и в таких ящиках климатических, где сохраняется определенный температуро-влажностный режим, они транспортируются или в самолете, или в фургонах", – поясняет хранитель выставки Татьяна Спиридонова.

Выставка уже почти готова к открытию. Не хватает лишь одной картины. Это портрет княжен Куракиных, привезенный из Лувра. Пока картина находится в хранилище, но уже вскоре она появится в экспозиции.

Читайте также: Людмила Маркина об экспозиции работ Владимира Боровиковского

К 250-летию со дня рождения художника Боровиковского