30.10.2008 | 13:21

Первый фестиваль памяти Мстислава Ростроповича в Самаре

Валерий Гергиев, симфонический оркестр и солисты оперы Мариинского театра выступили в Самарской государственной филармонии, где прошел музыкальный фестиваль, посвященный памяти Мстислава Ростроповича. В качестве почетных гостей праздника в Самару приехали Майя Плисецкая и Родион Щедрин. Фестиваль прошел впервые, но состав его участников и гостей позволяет предполагать начало серьезной и перспективной традиции. Рассказывают "Новости культуры".

Мстислав Ростропович не раз бывал в Самаре и всегда тепло о ней отзывался. Именно там он работал над постановкой оперы "Видения Иоанна Грозного" петербургского композитора Сергея Слонимского. Там же в феврале 1999 года состоялась ее мировая премьера. Художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев стал одним из инициаторов проведения в Самаре музыкального фестиваля "Мстиславу Ростроповичу". "Говорили мы об этом с Галиной Павловной Вишневской сразу после ухода Ростроповича, и хотелось сделать что то значительное, подчеркивающее то, как ярко жил великий русский музыкант", – говорит Валерий Абисалович.

Симфонический оркестр Мариинского театра исполнит второй акт оперы "Лолита" Родиона Щедрина впервые в Самаре. Мировая премьера этого произведения состоялась в Стокгольме. Тогда за дирижерским пультом стоял Мстислав Ростропович. Родиона Щедрина с городом на Волге связывают личные воспоминания. "В конце 1941 года я был здесь в эвакуации с матерью, жил на Красноармейской улице, дом 123. были холодные, голодные, тяжелейшие годы, и вот не думал, что доживу до такого, что на самолете из Германии я прилечу", – признается композитор.

В программе самарского фестиваля прозвучали и ранние сочинения Щедрина: первый концерт "Озорные частушки" и сюита к балету "Конек-горбунок". Также симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева исполнил Симфонию-концерт для виолончели с оркестром Прокофьева и Пятнадцатую симфонию Шостаковича. Мстислав Ростропович часто исполнял произведения этих великих композиторов как виолончелист и как дирижер. "Он своим присутствием уже подавал большой пример – и как себя вести на сцене, и как вести себя на публике. Конечно, он большой маэстро!" – подчеркивает обладательница гран-при VII конкурса виолончелистов имени Ростроповича Татьяна Васильева

Музыканты, которых собрал Первый фестиваль памяти Мстислава Ростроповича, уверены, что он станет традиционным. Ведь сам маэстро, приезжая в Самару, говорил: "У города есть музыкальное прошлое и будущее".