30.10.2008 | 19:30

К 250-летию со дня рождения художника Боровиковского

Восемнадцатое столетие в русской живописи принято называть "веком портрета". Его вершиной стало творчество Владимира Боровиковского. Третьяковская галерея впервые представляет наследие мастера в таком масштабе. Монографическая выставка посвящена 250-летию со дня рождения художника, которое отмечалось в прошлом году. Экспозицию подготовили только сейчас, поскольку перед организаторами стояла невероятно сложная задача: собрать в залах Третьяковки более двухсот работ Боровиковского из разных музеев мира. Рассказывают "Новости культуры".

Первая монографическая выставка Владимира Боровиковского планировалась Третьяковкой давно, но такую масштабную экспозицию сделать непросто. На одной площадке собрали работы из двадцати музеев. Художник творил в переломную эпоху. "Его разнообразие и эволюция совершенно очевидна. Художник начал работать в 90-х годах XVIII столетия, при матушке Екатерине, в период, когда существовали и отзвуки классицизма, и наступающего сентиментализма. Дожил до 1825 года, когда обнаружились первые романтические веяния", – говорит сотрудник Государственного Русского музея Григорий Голдовский.

Перед дизайнерами стояли непростые задачи. Например, как развесить близкие по композиции картины, которых у Боровиковского немало? Портрет Арсеньевой, фрейлины императрицы Марии Федоровны, похож на портрет Скобеевой. Обе изображены в одной и той же позе, у каждой в руке яблоко. "Ведь это же такие камерные изображения. Трудно представить в больших залах, на больших пространствах. Поэтому, конечно, нужно было перекрыть этот зал, и вот сделаны такие небольшие кабинеты. Это в духе эпохи XVIII века", – замечает куратор выставки Людмила Маркина.

Больше всего в Третьяковке ждали Портрет княжон Куракиных из Лувра – самый известный из куракинской серии Боровиковского. До революции портреты матери и дочек хранились в семейном собрании. "Портрет матери попал в Государственный Русский музей, а девочки путешествовали, из рук в руки переходили, из собрания в собрание. Попали за границу и в 1958 году по завещанию Леона Бароца были переданы в Лувр", – поясняет Людмила Маркина.

К выставке Третьяковская галерея подготовила каталог. В него вошли произведения, которых нет в экспозиции. В частности, миниатюрные портреты и графика периода, когда Боровиковский был вольным слушателем Петербургской академии художеств, а также его письма на родину, в Малороссию. В следующем году Русский музей планирует еще одну выставку Владимира Боровиковского, целиком посвященную его религиозной живописи.

Читайте также:
Выставка Боровиковского открывается в Третьяковке

Людмила Маркина об экспозиции работ Владимира Боровиковского