05.02.2019 | 10:20

Номинант на "Золотую маску". Башкирский театр драмы показал в Москве спектакль по роману Гузели Яхиной

Программу конкурсных показов «Золотой маски» продолжила постановка Башкирского театра драмы имени Мажита Гафури. Спектакль «Зулейха открывает глаза» по одноименному роману Гузели Яхиной претендует на национальную театральную премию в шести номинациях. Репортаж Валерии Кудрявцевой. 

Уже ставшая знаменитой у читателей Зулейха впервые открыла глаза на театральной сцене в Башкирском драматическом театре, которому в этом году исполнилось 100 лет. Режиссер Айрат Абушахманов много ставит в родном театре национальной драматургии, но был так потрясен романом, что не раздумывая решил взяться за русскоязычную историю о судьбе татарской женщины. Впрочем, в спектакле Зулейха – башкирка. И это не единственное, что могло бы удивить автора романа.

«Для Гузель Яхиной это первое произведение на сцене, и когда она в первый раз приехала к нам в Башкирию смотреть спектакль, она в антракте мне говорит: почему так быстро все происходит? Я говорю: как же быстро? Спектакль не может длиться, она говорит: сижу, смотрю какую-то сцену и вспоминаю, что я писала три недели, а у вас она за три минуты проскочила», ‒ рассказал режиссер Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури Айрат Абушахманов.

Гузель Яхина не могла пропустить показа в Москве. На спектакле ее явные поклонники, не упускают возможность взять автограф. Автор нашумевшей Зулейхи признается: ей нравится спектакль Айрата Абушахманова.

«Мы совпали в главном, в двух очень важных вещах, с режиссером-постановщиком Айратом Абушахмановым. Во-первых, рассказать историю, одновременно национальную и наднациональную, это, мне кажется, у него получилось очень здорово. Второе ‒ передать отношение к трагедии раскулачивания. Это было сделано, мне кажется, в постановке блестяще», ‒ отметила писатель Гузель Яхина.

Спектакль идет на башкирском языке с синхронным переводом. Но визуальные образы оказываются ярче слов –недаром номинация на «Маску» за сценографию, костюмы и свет. Роман Гузель Яхиной описывает драматический период в истории страны – 30-40 годы XX века. Раскулачивание, репрессии, ссылки – страшный фон судьбы главной героини Зулейхи. В спектакле ее играет Римма Кагарманова. Актриса всегда сама наносит свой грим, в этом есть что-то сакральное, помогающее настроиться.

«Этот грим не просто так, он что-то значит для образа, для спектакля. Наши красноармейцы ‒ люди более отрицательные, они в глине. А я ‒ деревенская девочка, белая глина», ‒ говорит актриса Римма Кагарманова.

Действие спектакля мифологизировано: быль – через сказку, жуткая правда – через метафоры: чекист «оборачивается» Сталиным, а расстрелянный муж Зулейхи – медведем в окружении призраков умерших дочерей. В Уфе билеты на спектакль раскупают за два месяца. В Москве с шестью номинациями на «Золотую маску» выступать почетно, но очень волнительно.

«В Москву, когда приезжаешь или еще куда-то, зритель очень внимателен ‒ тишина. Неподготовленный актер, национальный, вначале думает: нет контакта, провал. У нас зрители могут во время спектакля разговаривать, выражать свое мнение. Они могут даже отрицательному герою сказать свое мнение», ‒ поделился Айрат Абушахманов.

Новости культуры

Смотрите также: Режиссёр Айрат Абушахманов рассказал о постановке "Зулейха открывает глаза"