31.10.2008 | 12:42

"Ростовская финифть" отмечает девяностолетие

Ростов Великий – всемирно известный центр миниатюрной росписи по эмали. Не одну сотню лет там сохраняют этот промысел. Поколения живописцев и ювелиров сменяют друг друга в мастерских, передавая секреты ремесла. Это искусство пришло на Русь из Византии и поэтому получило название "финифть" – от греческого "фингитис", что в переводе означает – "светлый, блестящий". Сегодня фабрика "Ростовская финифть" отмечает девяносто лет со дня своего основания. О том, как из огня рождается чудо, рассказывают "Новости культуры".

Современные мастера бережно хранят традиции промысла, возникшего в XVIII веке, уникальность огненного письма, над которым время не властно. "Конечно, художники стремятся совершенствовать мастерство и обращают внимание на те образцы, которые были написаны в XVII – XVIII веках. К этому мы стараемся приблизиться в полном смысле слова", – говорит главный художник Виктор Поляков.

В небольшом фабричном музее представлена история промысла. Работы разных поколений художников, произведения искусства как отражение российской истории в лицах и образах. Для сотрудников музея важно показать этапы развития производства, понять, как жили и работали "финифтяных дел мастера" двести пятьдесят лет назад. "Русская печь, березовые дрова в ней, которые дают наибольший жар, ведь для обжига финифти требуется температура от 800 до 1000 градусов", – поясняет экскурсовод Татьяна Бледных.

Сохраняя "генетический код" промысла, местные финифтянщики постоянно находятся в творческом поиске. Работая над совершенствованием технологий, они создают высокохудожественные авторские изделия современных форм. "Изменилась и усовершенствовалась технология изготовления самих эмальерных пластинок. Значительно улучшилось качество красок, которые используем в живописи, которые имеют более мелкий помол, они очень красиво и тонко воспринимаются на эмали", – говорит Виктор Поляков.

Однако недостаточно просто расписать эмальерную пластину. Законченный вид ей придает филигранная скань – обрамление из меди, серебра или мельхиора. Так что любое финифтяное произведение – это совместное творчество художника и ювелира, от кропотливой работы которого в немалой степени зависит результат труда. "Без терпения здесь не обойдешься, и главное, чтобы нравилась эта работа, чтобы по душе", – признается ювелир Ирина Сидоренко.

Коллектив "Ростовской финифти" объединяет сегодня двести человек. Наряду с цветочной росписью, портретом и пейзажем, в последние годы активно развивается иконописная миниатюра и роспись предметов церковного обихода. Так, обретая утраченную когда-то возможность работать свободно, ростовские живописцы представляют все возможности искусства финифти.