31.10.2008 | 13:31

"Письма к Фелиции" – экспериментальный проект Театра Наций

Театр Наций продолжает предоставлять свою территорию молодым и талантливым. После феноменального успеха спектакля "Шведская спичка" в исполнении выпускников РАТИ он открыл свои двери петербуржцам. Выпускники Академии театрального искусства – мастерской известного режиссера Григория Дитятковского – представили оригинальную версию "Писем к Фелиции" Франца Кафки. О премьере рассказывают "Новости культуры".

Выбор материала для постановщика спектакля Кирилла Сбитнева был совершенно случайным. Кстати, это его первая режиссерская работа. Однажды ему на глаза попались "Письма к Фелиции", которые его очень заинтересовали. После прочтения у Сбитнева возникло четкое понимание того, как это можно перенести на сцену. Эпистолярный жанр для постановки необычайно труден, но молодым режиссером двигала идея. "Когда человек пишет письма, он предельно честен перед самим собой. И даже, хочет он того или нет, у него все равно есть огромная искренность и огромная честность", – убежден Сбитнев.

Переписка Кафки с его берлинской знакомой, а затем и официальной невестой Фелицией Баур продолжалась почти пять лет. После официальной помолвки последовал разрыв, затем – примирение и нечто вроде второй помолвки, уже неофициальной. Обостренный приступ чахотки избавил Кафку от мучительной необходимости принимать решение.

Кирилл Сбитнев взял для своего спектакля письма того периода, когда Кафка решил жениться первый раз, представив писателя неожиданным, эксцентричным и не привычным для традиционного восприятия творчества и личности Франца Кафки. Спектакль "Письма к Фелиции" не является биографическим. Это попытка исследовать мир большого мастера, найдя для себя верный маяк. "Для меня таким маячком при создании спектакля была фраза: "Я иду по бульвару, и тут мне попадает ветка по лбу". И эта "ветка по лбу" сразу провоцирует кипение лавы, заложенной во Франце Кафке. Что уж говорить о женитьбе", – замечает режиссер Сбитнев.

Три женщины-исполнительницы исследуют жизнь писателя-мужчины, заглядывают в потаенные уголки его души и открывают зрителю совершенно нового Кафку – поэтичного, нежного, влюбленного, пылкого, трогательного, в чем-то даже забавного. При этом у зрителя есть возможность, ощутить движение времени и присутствие людей вокруг себя так, как это ощущал великий и несчастный подвижник своего неумолимого призвания.