31.10.2008 | 19:40

О реставрации мраморных верстовых столбов

Реставраторы Санкт-Петербурга восстанавливают верстовые столбы, которые украшали в XVIII веке Царскосельскую и Петергофскую дороги. На этих ответственных и репрезентативных для российского двора направлениях стояли не покосившиеся деревянные "версты", расставленные по прочим российским дорожным просторам, а роскошные мраморные сооружения, изготовленные про проекту Антонио Ринальди – придворного архитектора императрицы Екатерины Второй. О ходе реставрационных работ рассказывают "Новости культуры".

"Только версты полосаты, попадаются одне" – так писал Пушкин о русской зимней дороге. Полосатые столбы заканчивались, и дальше шли каменные монументы. Имперская столица встречала гостей творениями Ринальди.

Одну пирамидку реставраторы возводят уже не один десяток лет. Гранитное основание было заложено еще в семидесятые годы прошлого века, и теперь, наконец, дошла очередь до мраморной облицовки. Впрочем долгострой никак не скажется на твердости гранитного цоколя. Деревянные верстовые столбы по Царскосельской и Петергофской дорогам были установлены по указу императора Петра Первого, а спустя полвека их решили сменить на новые, каменные. "В 1772 году Екатерина вторая издала указ о благоустройстве Петергофской перспективы. Работы начались в 1773 году и закончились к 1784 году", – рассказывает старший научный сотрудник Петергофских дворцов-музеев Виль Юмангулов.

Теперь от былого гранитно-мраморного великолепия мало что сохранилось. Столбы давно нуждались в реставрации, и вот теперь их решили восстанавливать. Тот, что встречал путников на двадцать восьмой версте, уже воссоздан стараниями реставраторов. Правда, его еще не успели перевезти и собрать. Было решено использовать тот же камень, который в свое время использовал Антонио Ринальди, – тивдийский мрамор. Однако оказалось, что старинные каменоломни давно затоплены, и за плитами пришлось отправляться на заброшенные промышленные склады в далекой Карелии. "Очень много предприятий прекратили работу и, в буквальном смысле, заросли мхом и травой", – замечает руководитель реставрационных работ Георгий Кузьмин.

Тивдийский мрамор – красивый, но хрупкий материал, поэтому ему решили придать дополнительную прочность. Швы и трещины проклеили специальным составом, чтобы стоял на века. "Здесь идет основная полоса проклейки, трещина совершенно исчезнет", – обещает реставратор Юрий Богданов. По этим каменным указателям уже не сверяют проделанный путь. Современный километр примерно на сто шагов короче старой российской версты. Но если кому-то хочется жить по меркам эпохи галантного века, на такие мелочи не стоит обращать внимания.