01.11.2008 | 12:42

Фестиваль "Wien Modern" открылся в Австрии

В Вене открылся фестиваль "Wien Modern". Своим рождением форум обязан Клаудио Аббадо – маэстро, который разрушил представление о великом дирижере как о небожителе, замкнутом в мире личных, устойчивых и вполне консервативных пристрастий. В 1988 году маэстро, который тогда занимал пост руководителя Венской государственной оперы, основал в столице Австрии фестиваль современной музыки. За двадцать лет существования смотр окреп и вырос, объединив разные жанры искусства. Из массового сознания за это время исчез еще один стереотип Вены как "музыкального музея". Теперь именно там проходят мировые премьеры сочинений лидеров европейского музыкального авангарда. Об открытии "Wien Modern" рассказывают "Новости культуры".

Вена – город очень музыкальный. Моцарт, Гайдн, Бетховен и Штраус там настолько популярны, что их портреты изображают на конфетных коробках. Однако все эти буржуазно-туристические прелести не для Пьера Булеза, призывавшего некогда "взорвать оперные театры". "Помнится, я назвал это решение элегантным? Что ж, рутина меня порядком раздражала, я и сегодня не готов с ней мириться. Но я не террорист. Это были фигуральные бомбы. Тем не менее, они достигли цели. Кажется, у современных молодых композиторов гораздо больше свободы, чем у моего поколения", – говорит композитор.

Пьер Булез приехал в Вену, чтобы открыть фестиваль "Wien Modern". Партитуры, которые он держит в руках, совсем свежие, написанные в 2008 году. Их авторы – молодые и авангардные композиторы: Фабиан Панизелло, Изабель Мандри и Энно Поппе.

Во втором отделении концерта Булез дирижирует исполнением собственного произведения. Именно для того, чтобы публика смогла это услышать, Клаудио Аббадо и придумал "Wien Modern". "Двадцать лет назад программа фестиваля выглядела так: Булез, Лигети, Штокхаузен. Считалось, что музыкальный авангард – это авангардные композиторы", – замечает директор Шенберг-Центра (Австрия Кристиан Майер. "Сегодня очевидно, что музыка, написанная композиторами для симфонических оркестров, – это всего лишь одна из музыкальных практик. Нас все больше интересует электронная музыка и сочетания музыки с другими медиа: видео, танцем, перформансом", – замечает арт-директор фестиваля Берно Польцер.

Основная площадка фестиваля – Венский Концертхаус. В начале ХХ века его построили в противовес роскошному Музыкальному собранию. "В 1907 году там произошел скандал при исполнении Камерной симфонии Шенберга – настоящая драка с участием Малера и полиции. С тех пор Музыкальное собрание функционирует как классический музей, а вот Концертхаус – это уже что-то вроде галереи современного искусства", – поясняют организаторы.

Театр Брут во флигеле Венского дома художника – это еще более современное здание. На этой площадке фестиваль "Wien Modern" открывает Тони Конрад, один из хэдлайнеров фествиаля этого года, музыкант и медиахудожник из круга Энди Уорхола. Для звукоизвлечения, помимо скрипки, он использует швейную машинку и пятидесятиевровую купюру.

Память об отце-основателе "атональной музыки" старательно поддерживает Кристиан Майер. Вот уже много лет он руководит Шенберг-Центром. Недавно собрал выставку о взаимном влиянии Шенберга, Мунка и Стриндберга – свидетельства связи музыкального авангарда с авангардной живописью и литературой. Самая современная стратегия, продвигаемая фестивалем "Wien Modern", была открыта в Вене еще в начале ХХ века. "Шенберг постоянно писал автопортреты, отражавшие состояние его души в разное время", – поясняет Кристиан Майер. Автопортрет с красными глазами очень похож на "Крик" Мунка. Кроме того, Шенберг сам создавал сценографию для постановок своих произведений и много читал Стриндберга. А еще Стриндберг и Шенберг писали похожие пейзажи. "Стриндберг жег краски, как Ив Кляйн, только на полвека раньше. Вот очень похожий, тоже монохромный пейзаж Шенберга, абсолютно черный. Очень современно выглядит", – показывает Кристиан Майер.

В Шенберг-Центр приходят исследователи, чтобы работать с рукописями композитора. А современные венские композиторы и музыкальные критики часто заходят в кафе "У Ратуши". "Если мне нужно встретить кого-то из композиторов и музыкальных критиков безо всяких договоренностей, я знаю, что нужно просто заглянуть сюда в полдень. Вчера, например, я встретил здесь Ольгу Нойвирт", – добавляет Майер. Ольга Нойвирт – автор оперы "Шоссе в никуда" по фильму Дэвида Линча на либретто Эльфриды Елинек. Ее имя встречается в программе фестиваля "Wien Modern" среди сотни имен других, не менее молодых и авангардных европейских музыкантов – сегодняшних "нововенцев".