01.11.2008 | 19:30

"Варшавская мелодия" из Петербурга звучит в Москве

В Москве продолжаются гастроли Малого драматического театра из Петербурга. Сегодня столица услышит додинскую "Варшавскую мелодию". В 1960-е, в период оттепели, она звучала во всех театрах страны. Пьеса Леонида Зорина была буквально создана для бенефиса двух актеров. История любви советского юноши и польской девушки стала знаковой для блистательных театральных дуэтов Юлии Борисовой и Михаила Ульянова, Алисы Фрейндлих и Анатолия Солоницына. В петербургском Малом драматическом новыми героями "Варшавской мелодии" стали Данила Козловский и Уршула Магдалена Малка. В таком распределении ролей прослеживается неизменное стремление Льва Додина к достоверности происходящего на сцене. О петербургской "Варшавской мелодии" рассказывают "Новости культуры".

Огромная, по сравнению Малым драматическим, сцена, но даже на ней двое актеров не затеряются. Они расскажут камерную историю с польским акцентом и пронзительной достоверностью. Вообще, акцент студентки Льва Додина Уршулы Магдалены Малки сначала мешал ей. Но, как говорит, ее героиня из "Варшавской мелодии", "мы ценим правила, а любим исключения". Додин решил подарить своей ученице значительную, по его же словам, роль для диплома. Фактически, так и зазвучала в Малом драматическом "Варшавская мелодия".

О полном погружении актеров Льва Додина в драматургический материал ходят настоящие легенды. Несмотря на рекордные для Додина сроки репетиций этого спектакля, подготовка к "Варшавской мелодии" была более чем основательной.

Спектакль начинается в зрительном зале. В первом ряду встретятся студентка консерватории Гелена и будущий винодел-технолог Виктор. На дворе 1946 год. Он в солдатской шинели случайно забрел на концерт, чтобы навсегда полюбить Шопена и прекрасную, странную польку. Оба по-юношески трогательны, застенчивы, смешны. Пюпитры с нотами, расставленные по сцене, порой прячут от зрителя их внезапные поцелуи. Но вместе они никогда не будут. Выйдет закон, запрещающий браки с иностранцами, и ничего нельзя будет поделать. Гелена, встав, на одну из нотных линеек, взлетает вверх, возвращаясь к себе на родину. Потом будет встреча через десять лет в Варшаве, но Виктор испугается провести с ней единственную ночь. Ничего не получится и еще через десять лет в Москве.

Они играют историю о невозможности любви в тоталитарном обществе, о сломе и страхе одного и относительной свободе другой. В их "Варшавской мелодии" так же ярко звучит другая, более понятная сегодня тема. Виктор просто не оказался победителем.

Все материалы о гастролях Малого драматического театра>>>