01.11.2008 | 23:39

Большой фестиваль анимации в столице

В Москве открылся Большой фестиваль мультфильмов. К сожалению, рисованным экранным героям не подходит традиционная ковровая дорожка. В противном случае, по ней продефилировали, проскакали, пролетели – одним словом, нарисовались бы многие из числа известных и неизвестных мультипликационных персонажей. Одним из них мог бы стать даже субъект королевских кровей – принц Ахмед. Фильмом Лоты Райнигер "Приключения принца Ахмеда", созданным в 1926 году, открылся фестиваль. Рассказывают "Новости культуры".

"Приключения принца Ахмеда" – мультфильм, который по многим параметрам стал точкой отсчета в истории анимации. Это первая полнометражная картина. Ее продолжительность – шестьдесят шесть минут. Лента создана в сложнейшей технике силуэтной анимации – экранный аналог театра теней. Наконец, это образец величайшего трудолюбия на грани подвижничества. Лотта Райнигер в одиночку три года вырезала из бумаги фигурки, а трое ее помощников – авангардные режиссеры того времени – двигали их по заданному сценарию и снимали далеко не самой совершенной камерой. "Фигуры составлены из сорока – пятидесяти частей. Каждая подвижна. Есть многофигурные сцены – по пятьдесят фигур. Даже для современного компьютера это много", – рассказывает куратор фестиваля Мария Терещенко.

"Приключения принца Ахмеда" – это коллаж из сказок "1001-й ночи". Профессионалы высоко его оценили в 1926 году. Бертольт Брехт даже предложил Лотте Райнигер снять в таком же ключе "Трехгрошовую оперу". Однако у широкого зрителя "Принц Ахмед" любви не снискал. Виноваты предрассудки. "Люди просто-напросто боялись теней. Тени ассоциировались с предками, духами", – говорят на фестивале.

Лотта Райнигер сняла рекордное количество фильмов: два полнометражных и шестьдесят короткометражных. Наследников ее уникальной техники сейчас практически нет. Стиль работы многие называют даром Божиим. "В правой руке – ножницы. В левой – бумага. Она двигала бумагу", – поясняет куратор.

Этот мультфильм почти полвека считался утерянным. Но если имя Лотты Райнигер известно хорошо, то вот имена многих венгерских аниматоров до сих пор в России не знают. На фестивале пройдут развернутые показы их мультфильмов. А еще организаторы предлагают по-новому взглянуть на студию "Дисней". "Особая прелесть – открывать старые имена по-новому. Все знают "Дисней", но ведь в студии существует множество экспериментов – короткометражная анимация, которая до зрителя не доходит", – отмечает Мария Терещенко.

Выставка и показы эстонской анимации дополняют просветительский блок фестиваля. С каждым годом он становится все шире, ведь в истории анимации еще много белых пятен.