04.11.2008 | 12:38

XXX фестиваль "Московская осень"

От Шнитке и Губайдулиной до Пахмутовой и Шаинского. Программа XXX юбилейного фестиваля "Московская осень" объединила авторов самых разных стилей и направлений. В серии концертов, которые будут идти на протяжении месяца, столичным меломанам предложена широчайшая панорама отечественной композиторской школы XX и XXI веков – от академических сочинений и авангарда до джаза и эстрадной музыки. С участниками юбилейного фестиваля встретились "Новости культуры".

Композиторов по осени считают. По "Московской осени" - фестивалю, который сам уже насчитал 30 лет истории. И все эти годы у "Осени" было красивое название, отсутствие тематической направленности (в отличие от многих европейских собратьев) и своеобразная форма отчетности. Начиная с 79-го года, весь ноябрь почти все композиторы Москвы отчитываются в том, в каких музыкальных трудах – праведных или неправедных – они провели год.

Олег Галахов, председатель Московского союза композиторов: "Начиная с 16 фестиваля, он стал международным. К нам стали проситься, настаивать принять участие иностранные композиторы".

Первым приехал Янис Ксенакис, затем – Анри Пуссер. Но в основе – все равно музыка россиян.

Виктор Екимовский, композитор: "Когда кто-то что-то новое пишет, позиция руководства такая: он должен быть сыгран. Даже если это не самое лучшее произведение, но композитор работал – значит, должно быть сыграно".

Все сочинения проходят фильтр худсовета. И почти все уходят дальше, к исполнителям. Дирижер Валерий Полянский уже 20 лет участвует в "Осени". Знает о специфике работы с авторами во время репетиций все.

Валерий Полянский, главный дирижер Симфонической капеллы: "Ну, вообще все авторы – злодеи, кровопийцы. Конечно, приходят. Делают какие-то дополнения, изменения".

Один из авторов – ветеран фестиваля Владимир Рубин. Он хорошо помнит, как вместе с "Московской осенью" в России узнавали о скрытом за железным занавесом европейском авангарде.

Владимир Рубин, композитор: "Проникновение европейского авангарда было в диковину. И это было очень интересно. Потом он стал уже ожидаемым и потому уже не таким интересным".

"А потом пришло уже не направление, а вдохновение", - говорит Владимир Ильич. Сам он в поисках музы каждое утро проводит за работой. И к "Осени" пишет что-то новое. "Ангел хранитель" - премьера этого года. "Паровозики" - название еще одной премьеры. На этот раз от одного из самых молодых участников фестиваля – композитора Ярослава Судзиловского. Оптимизмом он не страдает.

Ярослав Судзиловский, композитор: "У нас очень часто и очень ошибочно говорят молодые композиторы: "Мы – музыка XXI века". Это неправда, музыки XXI столетия не существует. Потому что это основано на техниках XX века".

Как бы то ни было, но каждая "Московская осень" дает надежду на прорыв к тому, чего никогда не было. И что потом назовут музыкой XXI века.

Читайте также: Илья Овчинников о XXX фестивале "Московская осень"