07.11.2008 | 19:33

Классика и модерн – "Пахита" и "Русские сезоны" в Большом

В Большом театре не за горами первая балетная премьера сезона –вечер одноактных балетов: "Пахита" в постановке Юрия Бурлаки и "Русские сезоны" Алексея Ратманского. Эта работа станет своеобразным прощанием Ратманского с Большим. После премьеры худрук балетной труппы передает дела своему преемнику Юрию Бурлаке и уезжает работать в Америку. А пока бывшие однокашники (они вместе учились в Московском хореографическом училище) репетируют каждый свой спектакль. О творческом соревновании в стенах Большого театра рассказывают "Новости культуры".

Большой негласно поделен на две зоны. В зрительном зале работает Бурлака – будущий худрук балетной труппы выходит на финишную прямую. Первая оркестровая репетиция "Пахиты" проходит уже на сцене. "Нет другой такой формы, которая показала бы мастерство кордебалета и солистов", – считает Бурлака.

В репетиционном классе звучит музыка Десятникова – Ратманский доводит до ума "Русские сезоны". Это будет его последний спектакль в качестве руководителя балета Большого. "Танцует двенадцать человек, индивидуальная работа, но это ансамблевый балет", – отмечает Ратманский.

"Русские сезоны" не имеют отношения к Дягилеву. Это двенадцать месяцев православного календаря – двенадцать исполнителей. У каждого своя история, придуманная Ратманским. В финале спектакля Светлана Захарова выйдет в свадебном платье, но свадьба будет грустная. "Это свадьба и плач, что ждет смерть", – говорит Захарова.

В "Пахите" у каждой из семи балерин есть маленькая, но яркая вариация. Как на конкурсе, второго шанса у них нет. "Тут танцуешь, и надо показать за полторы минуты, что можешь", – поясняет солистка Екатерина Шипулина. Закончив с "Пахитой", она торопится на репетицию к Ратманскому. Теперь надо забыть про темпы и сражаться с коварными поддержками. Ее партнер Артем Ячменников – новичок в Большом. Однако у него за плечами Мариинка и Голландская труппа. Он танцевал премьеру "Русских сезонов" в Амстердаме.

За три минуты финальной коды Мария Александрова дважды меняет темп, делает туры, обыгрывает руки и крутит фуэте. "Классика тем трудна, что невозможно один раз выучить и всю жизнь ехать на этом багаже", – заверяет солистка.

Точки взаимного притяжения и отталкивания" – классика и модерн – "Пахита" и "Русские сезоны" – предстоящая премьера в Большом.