07.11.2008 | 19:35

Михайловский театр готов к юбилею

В Михайловском театре Санкт-Петербурга идут последние приготовления к юбилею. Завтра театр, на сцене которого блистала Сара Бернар, а за дирижерским пультом оркестра не раз стоял маэстро Иоганн Штраус, отметит 175-летие. В честь юбилея музей Михайловского театра обновил экспозицию. В представленных фотографиях, костюмах, макетах отражена блестящая и трудная история знаменитой сцены. Рассказывают "Новости культуры".

Михайловский театр в XIX веке. На сцене – французская и немецкая труппы. Великосветской публике перевод не был нужен. Среди звезд был Виктор Верне. Его талант император оценил лично. Встретив актера на прогулке, Николай Первый подозвал его и похвалил. Комплимент стоил дорого. "Виктора арестовали и посадили в кутузку. Николай Первый приехал на спектакль, а тот задерживается. "В чем дело?" – "Нет Верне". Выяснилось, что он арестован вот по такому делу. Его освободили, разумеется, и привезли", – говорит хранитель архива Михайловского театра Ирина Вахтина.

В звездном калейдоскопе Михайловского конца XIX века – Сара Бернар, Матильда Кшесинская, Тамара Карсавина. О закулисной атмосфере тех времен говорят остроумные шаржи на артистов. Эта традиция прервалась в 1930 годы и до сих пор не возобновилась.

Своя балетная труппа появилась только после революции уже в Малом оперном театре. Можно увидеть макет первого спектакля "Арлекинада" в постановке Федора Лопухова. Кстати, именно его, а не Баланчина, считают в музее изобретателем бессюжетного танца. "Он отец идеи, а Джордж Баланчин – талантливый, гениальный воплотитель идеи. Он был одним из участников того спектакля, который не был понят и освистан. И это была трагедия для Лопухова", – поясняет заведующая музеем Михайловского театра Марина Кортунова.

Другая легенда рассказывает о Самуиле Самосуде. Главный дирижер обладал творческой интуицией и смелостью. Именно с его подачи прошли мировые премьеры двух опер Дмитрия Шостаковича – "Нос" и "Леди Макбет Мценского уезда".

Каждая веха истории театра в фотографиях, эскизах и костюмах. Новые экспонаты – большая редкость. Сотрудники говорят, что эскизы теперь принадлежат художникам, а макеты разбирают по частям при подготовке декораций. Так что теперь архив пополняется только за счет подарков.