30.01.2019 | 20:33

В столице откроется выставка к 95-летию со дня рождения Владимира Вейсберга

"Ничего, кроме гармонии". Пушкинский музей и фонд In Artibus подготовили выставку к 95-летию со дня рождения Владимира Вейсберга, одной из ключевых фигур русского искусства второй половины XX века. Экспозицию осмотрела Анна Галинская.

Владимир Вейсберг разный. Ранние работы в цвете, поздние тоже в цвете, но только в белом. "Венера и геометрия" - его последняя работа, которая осталась на мольберте незавершенной. Но не поэтому она кажется прозрачной и невидимой, именно к этому и стремился художник. Его работы называют "белое на белом", но речь не об отсутствии цвета. "Белая картина, состоящая из белых предметов, появляется в самом конце работы", - говорил Вейсберг своей ученице. "Когда Вы долго наблюдаете за работой Вейсберга белой, Вы видите, как она оживает. Потому что все эти структуры цветовые бесконечно меняются. Они начинают передвигаться внутри картины. Живопись дышит", - говорит куратор фонда In Artibus Елена Руденко.

"Композиция с газовой тканью" стала переходной, когда художник начал ограничивать себя в красках. Он искал гармонию, некий свет. Писал не предметы, а пространство. Был не только практиком, но и теоретиком. "Белое на белом" - воплощение в живописи его теории цвета. "Очень многими современниками это было воспринято как некая метафизическая живопись, как нечто почти мистическое, потому что время этих картин пришлось на время духовных поисков советской интеллигенции. Советская интеллигенция где только не искала, и Вейсберг воспринимался не только как художник, а как некий гуру", - говорит старший научный сотрудник ГМИИ им. Пушкина Алексей Савинов.

До того, как Вейсберг расщепил белый цвет на частицы, он считался продолжателем классической европейской живописи. Традиционный цвет. Традиционные формы. Портреты, натюрморты. Часто писал тарелки - видел в них прекрасное. "Другой бы увидел грязную посуду, которую положили в тазик, налили туда теплой воды. Рядом проросший лук, по всей вероятности, в эту банку положат. Но вдруг он понял, как из этого таза вырастают прекрасные бело-синие лепестки тарелок. Если Вы видите чашу с тарелками, некую лилию с тарелками, сразу спокойно говорите, что это Вейсберг. И прослывете специалистом", - говорит старший научный сотрудник ГМИИ им. Пушкина Алексей Савинов.

Новости культуры