10.11.2008 | 12:46

Итальянский кудесник Эннио Морриконе

За неполные полвека работы в кино Эннио Морриконе написал музыку к четыремстам фильмам, за что заслужил шутливое прозвище "неутомимый". Эпитет "неповторимый" тоже был бы уместен, если исключить "самоповторы", которых маэстро не боится. Морриконе не просто сочинил музыкальные темы для лучших фильмов Леоне, Бертоллуччи, Альмодовара и Торнаторе. Он единственный из авторов культовых саундтреков ХХ века создал стиль, не поддающийся копированию. Композитор считает, что киномузыка – это особый жанр, и использует в своих композициях сочетания самых неожиданных инструментов. Сегодня Эннио Морриконе принимает поздравления с 80-летием от поклонников и коллег. Рассказывают "Новости культуры".

В своей домашней студии Эдуард Артемьев вспоминает, как впервые услышал музыку Морриконе. Сейчас она воспринимается как классика киномузыки. "Я помню, что одно время моим соседом был Гаранян и у него был один из первых в Москве видеомагнитофонов. И мы у него просмотры устраивали, по ночам сидели. Тогда я много что посмотрел. И Морриконе тоже. В 1985 году все это началось", – рассказывает композитор.

Тогда у советских музыкантов эта музыка вызвала если не шок, то удивление точно. Это было открытием. Никто не мог предположить, что аранжировки для оркестра можно писать так. "Видите, в соединении с ударными – это впервые он делал! Такие вещи и классика. Это было потрясение! Так никто не делал раньше", – восклицает Артемьев.

В шестидесятые он ворвался в киноиндустрию, вместе с фильмами своего одноклассника Серджо Леоне. Мало того, что итальянец написал лучшую музыку к фильмам-вестернам, он еще и нарушил привычную субординацию. Его имя в титрах зачастую говорит зрителю больше, чем имя режиссера. "Я так думаю, что он первым поднял киномузыку на какой-то особый уровень. Раньше это была просто замечательная музыка, которая сопровождала фильм. А Морриконе сделал невозможное. Она стала самостоятельной, самодостаточной музыкой", – полагает Артемьев.

Однако успех у зрителей и кинематографистов – это половина дела. Такого уважения в музыкальной среде, как у Морриконе, нет пожалуй ни у кого больше. Композитор Майкл Найман мог бы поспорить с ним за лавры самого популярного автора саундтреков. Его произведения очень отличаются от музыки итальянского кудесника, и все же он радуется сотрудничеству с мэтром, как ребенок. "Я вам расскажу по секрету одну новость. В декабре в Риме будут большие торжества по случаю восьмидесятилетия Морриконе. И там будет большой концерт. Так вот, написать музыку для этого события позвали только двух композиторов – Никола Пьовани и меня! Я буду там, в Риме, в декабре со своей новой пьесой, которую я написал специально для него! Это фантастика! Знаете, для меня это то же самое, как если бы меня пригласил Стравинский написать музыку к своему юбилею!" – признается Найман.

Несмотря на то, что ему исполняется восемьдесят, он продолжает удивлять коллег своими находками. Каждый новый фильм – новое звучание, да и запас мелодий у него, похоже, не иссякнет.

Читайте также:
Юбилей Эннио Морриконе