10.11.2008 | 20:29

"Княжна" театра Евдокия Урусова

Сегодня исполняется сто лет со дня рождения замечательной русской актрисы Евдокии Урусовой. На сцене и на экране ее героинь всегда выделяла горделивая осанка и особый тембр голоса, что позволяло говорить с восторгом: "И царская порода в ней видна!". Она решила связать жизнь с театром довольно рано. Приемная комиссия во главе с самим Станиславским единогласно произнесла "да!", …но выяснилось, что абитуриентка даже не имеет диплома о среднем образовании. Судьба уготовила ей нелегкую жизнь – спасало творчество … и, конечно, театр имени Ермоловой, которому она беззаветно служила всю жизнь. Рассказывают "Новости культуры".

Евдокия Урусова – Эдда, как ее звали – родилась в семье представителей двух известнейших фамилий. По линии отца в роду семьи Урусовых кроме Александра Невского, Дмитрия Донского и высокопоставленных представителей Золотой Орды были князья Лопухины, а по линии матери – такие знаменитые мастера слова, как Александр Сухово-Кобылин и Евгения Тур. За свое происхождение Евдокия Урусова провела 17 лет в лагерях. Первый арест - в 38-м – актриса была осуждена на 10 лет. Второй – в 49-м, прямо на сцене Угличского театра. Весной 50-го актеры Норильского театра, узнав о ее бедственном положении, устроили ей вызов в Норильск. Там с ней работали попавшие в те же места Георгий Жженов и Иннокентий Смоктуновский. Урусова вернулась в Москву только в 1955-м.

Владимир Андреев, художественный руководитель театра имени Ермоловой: "Когда она вернулась в Москву и вернулась в Ермоловский театр, никогда нельзя было услышать ее горьких слов, слов обиды по поводу того, что с ней произошло. И то, что так незаслуженно поступили и с ней и с ее судьбой, и с ее сыном, и с ее близкими".

После возвращения – более 200 ролей в театре, гораздо меньше – в кино. Но каждое ее появление на экране, даже в маленькой казалось бы проходной роли – становилось сенсацией.

Карен Шахназаров, кинорежиссер: "Она необыкновенная актриса – острая, характерная и самое главное – при том, что она была в целом – это роли второго плана – я очень хорошо помню, что в зале всегда на нее была реакция сумасшедшая".

Надежда в "Последних" Горького и Гурмыжская в "Лесе" Островского, миссис Ладлоу в "Зеленой комнате" Пристли и Фекла Ивановна в "Женитьбе" Гоголя – каждая ее роль была уникальна. Уникальна и по актерски, и по-человечески.

Владимир Андреев, художественный руководитель театра имени Ермоловой: "Она способна была быть не просто доброй, а нежной и к людям, к которым она хорошо относилась, а относилась она хорошо ко многим. Такой внимательной, такой духовной и всячески щедрой, несмотря на то, что жизнь она вела скромную".

Она всегда поправляла человека, который обращался к ней "княгиня". "Княгиня – это жена князя, а я – дочь. Поэтому – я "княжна". Она до последних дней оставалась дочерью, "княжной" театра.

Читайте также: 100 лет со дня рождения актрисы Эдды Урусовой