11.11.2008 | 12:12

Александр Поламишев отмечает 85-летие

Его называют "живой легендой театра". У самого Александра Поламишева, декана режиссерского факультета Высшего театрального института имени Щукина, "легенд", в прямом и переносном смысле слова, много. Военный, актер, режиссер, педагог – так сложилась судьба. Сегодня Александр Поламишев отмечает 85-летие. Рассказывают "Новости культуры".

Александр Михайлович репетирует со своими студентами "Абрикосовый рай". Пьесу молодого драматурга Елены Исаевой с его легкой руки увидели в Кирове, Уфе, Ижевске, как и "Очень простую историю" никому не известной тогда Марии Ладо. Первая его самостоятельная работа в 1967 году тоже стала спасательным кругом для молодого Евгения Евтушенко.

"Братская ГЭС" в постановке Поламишева в Театре на Малой Бронной произвела фурор. "Я подчеркнул, что Гитлер и Сталин – одно и то же лицо", – поясняет Поламишев. Вскоре спектакль закрыли, а Поламишев на два года остался без работы. Но он никогда не отчаивался – приходилось и не такое переживать. Окончил разведшколу, во время войны командовал диверсионной группой в немецком тылу, был три раза ранен и сильно контужен. В госпитале на импровизированном концерте состоялся его актерский дебют. "Начал читать "Медный всадник". Они: "Браво!" – я еще раз", – вспоминает Поламишев.

Александр Михайлович шутит, что с войны осталась страсть к картошке "в мундирах", а еще обостренное чувство правды. За это он и пострадал – был осужден как враг народа на двадцать пять лет. Через шесть лет он был реабилитирован. Признается, что до сих пор снятся немцы. Убийство, пусть даже на войне, противоестественно. Именно поэтому чеховский дядя Ваня не способен на убийство, уверен режиссер. Впрочем, Поламишев предложил абсолютно иной взгляд на известного героя. "Я понял, что дядя Ваня – типичный прихлебатель, неудачник, строит гадости", – замечает мастер.

"Дядю Ваню" Поламишев ставил в театре "Т-88", который открыли его ученики в неспокойные перестроечные годы. Он посоветовал им не боятся и рискнуть. Это и есть его принцип. Для преподавания из всех методик Станиславского он выбрал последнюю его теорию – "метод действенного анализа", который отрицает знаменитый "застольный период". На сцену студенты Поламишева выходят после двух-трех репетиций. Мастер уверен: научить можно всему, если есть талант.