11.11.2008 | 19:42

Французский светлый Пьеро – Рене Клер

Он вошел в историю кино как режиссер, который из любого пустякового сценария мог создать шедевр. Сегодня исполнилось 110 лет со дня рождения короля комедии Рене Клера. Рене Шомет – так звучит его настоящее имя. Псевдоним, который французский режиссер сам себе придумал, переводится как "светлый". Такими были и его фильмы – светлыми, смешными, иногда – драматичными. Рассказывают "Новости культуры".

Свой первый фильм "Антракт" он снял по сценарию поэта и художника Франциска Пикабиа. Сценарист в последствии написал: "Я дал Рене пустяковый сценарий, а он сделал из него шедевр".

"Он начинал, как положено в 1920-е годы, с такого своеобразного авангарда. Сделал картину "Антракт", которая показывалась в антракте балета Франциска Пикабиа. Один из классических примеров киноавангарда с разного рода трансформациями", – рассказывает кинокритик Кирилл Разлогов.

Образ балерины с приклеенной бородой из картины "Антракт" вызвал шок, а позже стал классикой. Рене Клер в своей книге "Размышления о киноискусстве" писал, что в любом фильме должны быть только две минуты истинного кино. Такими минутами в "Антракте" стала сцена похорон, которая потом повторилась в фильме Александрова "Веселые ребята".

Переход к звуковому кино в картине "Под крышами Парижа" стал для Клера новым творческим приемом. Если необходимо было ввести в картину звук, он просто убирал изображение. "Он заставил одного из бандитов разбить фонарь. То есть мы ничего не видим, но слышим звуки приближающегося поезда. Поезд пыхтит, какие-то удары брусчатки о брусчатку. То есть он таким образом, разорвав звукозрительное дублирование, добился определенного эффекта", – поясняет киновед Валерий Турицын.

В 1955 году Рене Клер приезжает в Москву, на Неделю французского фильма. Вокруг съемочной группы кинокартины "Красота дьявола" собирались толпы российских девушек, но их взгляды были устремлены, скорее, на Жерара Филипа – красавца-актера. Рядом с ним – неприметный мужчина с ироничной улыбкой. Рене Клера в лицо тогда не знали.

"Красота дьявола" – это ироничный парафраз на "Фауста" Гете. Однако идея печального апокалипсиса вовсе не комична. Такие проблемные фильмы Клер снимал во Франции только после эмиграции. До войны такой юмор там не принимали. "В 1930-е годы его картины были признаны слишком сатирическими. В частности, "Последний миллиардер", которую очень любила советская критика как своеобразный антибуржуазный памфлет. И он вынужден был уехать из Франции", – продолжает Кирилл Разлогов.

Вернувшись на родину, он снял картину "Молчание – золото" о своем любимом немом кино. В конце жизни Рене Клер интересовался драмой, но ироничная улыбка не сходила с его уст. "Ночные красавицы" – это история о молодом композиторе, который видит необычные сны и создает альтернативную реальность.

Все оттенки комедийного жанра удавались Рене Клеру с блеском: от бытовой лирической комедии до памфлета. Его даже сравнивали с Чарли Чаплиным, но он был французским светлым Пьеро.