12.11.2008 | 11:45

"Альфред Шнитке в контексте эпохи"

О музыке Альфреда Шнитке часто говорят: "В ней – духовная атмосфера нашего времени". Шнитке вывел музыку за границы традиционной условной формы, а значит – за границы времени и пространства. Сегодня ни одно сочинение композитора не осталось неисполненным. Задача, которую поставили перед собой солисты ансамбля "Студия новой музыки", оказалась сложнее, чем поиск очередных трактовок. "Альфред Шнитке в контексте эпохи" – так называется их новый проект. Первый концерт цикла пройдет сегодня, в Камерном зале столичной филармонии. Рассказывают "Новости культуры".

Шнитке называли диссидентом советской культуры, однако положение относительно власти его интересовало меньше всего. Он пытался осознать, какую роль в современном мире играет художник. "Стравинский был одним из кумиров того поколения, которое взрослело в эпоху оттепели – в 50-е – 60-е годы", – поясняет музыковед Федор Софронов. Одним из представителей этого поколения и был Шнитке. Он писал музыку и статьи, пытаясь осознать опыт своего старшего коллеги Игоря Стравинского.

"Как это всегда бывает, когда композитор пишет о композиторе, он что-то говорит о себе. И Альфред Гарриевич там достаточно много сказал", – замечает профессор Московской консерватории Светлана Савенко. Например, он рассказал о полистилистике. Смешением самых разных музыкальных стилей увлекались и Стравинский, и Шнитке. Но природа аллюзий и цитат из произведений прошлого у композиторов была разная.

"Я люблю сочинять музыку больше, чем саму музыку", – признавался Стравинский. Правда, немного лукавил. Музыку прошлого он знал и любил. И все же... "Стравинский доказал, что можно изменять стили и модели в музыкальном искусстве, при этом оставаясь узнаваемым автором, оставаясь самим собой", – поясняет Федор Софронов. Для композитора основой всегда был темп, ритм и гармоничное осознание музыкального произведения и жизни.

Альфред Шнитке, при всей его узнаваемости, играл с архетипами прошлого совсем по другой причине. "У него главной темой становится раскол культуры, трещина цивилизации, которая здесь случилась и которую он просто констатирует", – рассказывает Светлана Савенко.

Руководитель "Студии современной музыки" Игорь Дронов на вопрос о сходстве Стравинского и Шнитке отвечает по-своему. "Проблема в том, что нужно понимать абсолютную разницу между ними. Я думаю, мы эту разницу покажем", – обещает он. Таков контекст современной музыкальной эпохи, в которую жил Альфред Шнитке.

Читайте также: Владимир Тарнопольский о проекте "Альфред Шнитке в контексте эпохи"