05.06.2012 | 10:13

Печать. 5 июня 2012

6 июня – день рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Центром торжеств станет Государственный музей-заповедник «Михайловское». Его жизнь последние годы спокойной назвать нельзя, пишет «Российская газета» и подробно разбирает ситуацию, в которой сейчас находится «Михайловское». Здешние достопримечательности, которые пережили революции, войны, разруху и коллективизацию, оказались не в силах справиться с днем сегодняшним. Подробности материалов других печатных изданий – в обзоре «Новостей культуры».

***
Если верить журналу «Итоги», за Андреем Битовым давно закрепился титул интеллектуального лидера советской неподцензурной литературы и просто национального классика. Его роман «Пушкинский дом» был прочитан как всеобъемлющая метафора русской культуры. Битов едва ли не единственный, кому удалось ввести в нашу традицию постмодернистские принципы, не противопоставляя их «русской классике». Отсюда расхожая фраза: «У Битова постмодернизм с человеческим лицом». В преддверии 6 июня, дня рождения Александра Сергеевича Пушкина и Дня русского языка, Андрей Георгиевич поделился с читателями своими соображениями по поводу будущего родной речи: «Думаю, мы перейдем к другому состоянию литературного языка. Возникнет афористическая письменность. Она уже появляется. Мы начнем писать, как говорим, и говорить, как думаем».

***
В Петербурге, в Доме-музее Федора Ивановича Шаляпина, открылась выставка картин Бориса Шаляпина, сына великого певца. Экспонаты, как сообщают «Санкт-Петербургские ведомости», прибыли из коллекции Мемориальной усадьбы в Москве – первого собственного дома Шаляпина, где он жил со своей женой итальянской балериной Иолой Торнаги и их пятью детьми. «Борис Федорович педантично внимателен к деталям – как будто все, что есть в человеке подлинного, не видного под панцирем социального статуса, славы и творческих достижений, скрыто в какой-нибудь мелочи» – отмечает газета и добавляет, что дополнением к выставке и ее звуковым фоном служит редкое видео певца, снятое в Швейцарии в 1929 году.

***
В Лозанну с гастролями приехал киевский театр «Дах». Для тех, кто использует кириллицу, спектакль режиссера-постановщика Влада Троицкого называется просто «Вий», а на французском языке у спектакля подробное название «Vii – le roi terre», что отсылает к подземным, адским, корням Вия, поднимая его статус до королевского. Жанр спектакля, как пишет русскоязычная «Наша газета», – мистический триллер. «Увы, физически осязаемого Вия не было. Но короля сыграла свита – к концу спектакля актеры почти убедили нас, что свой внутренний Вий скрыт в каждом человеке. Нужно просто отпустить воображение» - к такому неожиданному выводу приходит рецензент «Нашей газеты».