05.06.2012 | 10:16

В музее имени Бахрушина открылась выставка "Очарованные странники"

Странствующие менестрели, очарованные танцем. В музее имени Бахрушина открылась выставка «Очарованные странники». Героями новой экспозиции стали артисты балета. В собрании музея хранится большое количество материалов – в фотографиях, эскизах, костюмах – связанных с историей этого вида искусства, известными и неизвестными его страницами, именами, которые составили мировую славу балета. Рассказывают «Новости культуры».

Героев – «Очарованных странников» – на этой выставке много. В экспозиции, почти балетной постановке, от музея имени Бахрушина задействованы и звезды первой величины – Рудольф Нуреев и Михаил Барышников, но все же, главные партии у Сони Аровой, Олега Брянского и художника Игоря Русанова. Вокруг них и строится сюжетная линия «Очарованных странников».

«Олег Брянский долгое время был партнером Аровой в Лондонском фестивальном балете, они встречались и позднее, когда уже перебрались в Америку, – рассказывает главный хранитель центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина, куратор выставки Ирина Гамула. – И Игорь Русанов он тоже был знаком с Аровой по «Алабама балет» и дружил, конечно, с семьей Брянского».

Один из «очарованных странников», танцовщик и педагог Олег Брянский приехал, специально на открытие этой выставки, из Соединенных Штатов Америки. Сын русских эмигрантов, он родился в Бельгии, учился в Париже, танцевал в Балле де Пари, затем отправился в Лондон и был назван одним из самых интересных танцовщиков Великобритании. А в 60-х переехал в Нью-Йорк, где основал свою школу. Несмотря на то, что карьеру танцовщика оставил давно, помнит каждый свой балет, каждую партию с Соней Аровой.

Говорят, что юная Соня Арова начала заниматься танцами, после встречи с Шаляпиным. Он отметил ее грациозность и посоветовал отдать девушку в танцевальный класс. Великий певец оказался прав, Соня сделала блестящую карьеру, выступала с лучшими танцовщиками мира.

«Соня была блестящей балериной, – рассказывает танцовщик, педагог Олег Брянский. – Мы много гастролировали по Европе и США. Правда, в какой-то момент наши судьбы разошлись, и ее партнером стал Рудольф Нуреев».

Из Соединенных Штатов Америки приехал и художник Игорь Русанов. Долгое время работал с Аровой, после смерти балерины продолжил сотрудничество с ее мужем. В Сан-Диего они восстанавливают балет « Лебединое озеро», работают над весьма концептуальным прочтением «Щелкунчика» – балет будет посвящен войне 1812 года.

«Щелкунчик у меня – герой Денис Давыдов, – рассказывает Игорь Русанов. – И естественно, если Давыдов – Щелкунчик, то кто же у нас будет крысиный король? Наполеон!»

Образы «Очарованных странников» помогают раскрыть не только эскизы и фотографии, но и их личные дневники и письма, костюмы, созданные Николаем Бенуа и Игорем Русановым. Правда, посетители этой выставки разделились на два лагеря- тех, кто погружался в историю при помощи экспонатов, и тех, кто предпочел личное общение. К Олегу Брянскому, стоящему на фоне своих фотографий и костюмов, в которых он танцевал, выстроилась целая очередь. Среди поклонников, как выяснилось, и те, ко помнят его выступление в Большом в 70-х – тогда состоялись его первые в России гастроли.