14.11.2008 | 12:48

Фолькер Шлендорф – гость фестиваля "ROZAMIRA"

Фолькер Шлендорф – легенда европейского кинематографа. Ему и двум другим выдающимся режиссерам его поколения – Фасбиндеру и Вендерсу – обязано своим рождением новое немецкое кино, главной темой которого "дети Второй мировой" сделали осуждение насилия. Личная заслуга Шлендорфа – экранизация романа Гюнтера Грасса "Жестяной барабан", удостоенная первого послевоенного немецкого "Оскара". Потом были "Любовь Свана", "Легенды Риты", "Забастовка". В эти дни режиссер стал гостем московского фестиваля "ROZAMIRA", на котором представляет свой новый фильм "Ульжан", снятый в казахских степях. Рассказывают "Новости культуры".

Он не сразу решил, в каком виде предстать перед московской публикой – в шляпе или без нее. Настроение у знаменитого Фолькера Шлендорфа прекрасное, и открытость, даже откровенность какая-то удивительная. Его имя вызывает благоговейный трепет у киноманов всего мира, а он говорит, что любое интервью для него сродни экзамену. "В моем возрасте, когда у тебя берут интервью, есть только два варианта: либо, как попугай, повторять одно и тоже, либо сказать что-то оригинальное, но выглядеть полным дураком", – замечает режиссер.

Ироничный, даже саркастичный Шлендорф представляет автобиографию под названием "Свет, тень, движения". Он писал ее больше года – педантично, по четыре часа в день. "Я все время задавался вопросом: как ты стал тем, кто ты есть? Но ответ я так и не нашел. Во-первых, я не знаю, кто я на самом деле. Личностей у меня очень много. А почему я решил стать режиссером? Знаете, в четырнадцать лет, когда в нашей деревне не было ни одного кинотеатра, я уже твердо знал, что хочу быть режиссером. А почему, не знаю. Надо сказать, что по жизни мне везло. Окольными путями я попал в Париж, где учился у самых знаменитых режиссеров", – рассказывает Шлендорф.

Когда-то он работал ассистентом у Луи Маля, Мельвиля и Рене. Шлендорф говорит, что для него очень важна эта связь: учитель – ученик. При этом он сожалеет, что не всегда может найти общие темы с молодым поколением. В это сложно поверить, ведь на его лекции в Москве собрались преимущественно люди совсем молодые, и Шлендорф без труда держал абсолютное внимание зала. Он с предельной честностью рассказывал о детстве, о том, как погибла его мать, как пришли американские войска, о его детском восприятии тех победителей и о том, как начал читать, буквально поглощать литературные произведения.

"Подниматься вверх, расти мне помогала литература. С каждым новым произведением я находил все новые бриллианты. Уже потом, когда я записал свои мемуары, мне стало более или менее понятно, почему в двадцать лет, я выбрал одну книгу, в сорок пять – другую. В чем связь, в чем взаимоотношения между моей жизнью и этими произведениями", – признается режиссер.

Пресс-конференцию он начал с шутки. Шлендорф рад, что сейчас в Москву приехал не как немецкий кинорежиссер, а как азиатский. В основе его нового фильма "Ульжан" – история французского парня, который приезжает в Казахстан в поисках смерти. Бескрайний унылый пейзаж, высохший Арал, бывший полигон, где испытывали ядерное оружие – все это способствует его суицидальным настроениям. Однако герой встречает учительницу, которая в конечном итоге спасает его от самоубийства.

Как признается режиссер, на работу над фильмом "Ульжан" его не в последнюю очередь вдохновил фильм Андрея Кончаловского "Первая учительница". Причем, Шлендорф говорит, что его новая картина – это своеобразный парафраз, точнее, новый, перевернутый вариант "Первой учительницы". Сам он довольно парадоксально поясняет: у Кончаловского учительница приезжала проповедовать советскую идеологию, а в "Ульжане" ищут шаманов. "Табу не существует. Существует вопрос: готов ли ты говорить на эту тему, достаточно ли у тебя сил и зрелости, чтобы из табуированных тем, сделать темы человеческие?" – поясняет режиссер.

Он признается, что почти половину своих картин считает неудавшимися. А сейчас Шлендорф работает над театральным проектом. Летом в Берлине выйдет его инсценировка пьесы Льва Толстого "И свет во тьме светит", а в сентябре режиссер планирует показать свой спектакль в Ясной поляне.

Все материалы о фестивале>>>