16.11.2008 | 12:15

Сразу две балетные премьеры - на сцене Большого

15 ноября на сцене Большого театра были показаны сразу две балетные премьеры. "Пахита" - классика из наследия Мариуса Петипа, за возрождение которой взялся Юрий Бурлака, и "Русские сезоны" - хореографическое творение Алексея Ратманского, вдохновленное музыкой Леонида Десятникова. Впервые "Русские сезоны" были опробованы в Америке и Голландии, и лишь затем перенесены на московскую сцену. Завершился вечер одноактных балетов в Большом - "Симфонией до мажор" Баланчина. О трех маленьких шедеврах XIX, XX, XX веков – "Новости культуры".

Большой в ожидании премьеры и смены руководства. Закончив постановку "Русских сезонов", Ратманский передает дела однокласснику по хореографическому училищу Юрию Бурлаке. Своего будущего худрука труппа Большого знает – год назад он сделал "Корсара". И снова классика - Гран па из "Пахиты".

Юрий Бурлака, хореограф: "Несмотря на мое пристрастие к старине, я не собираюсь заполнять театр только старинными балетами. Будем развивать новые направления".

В Большом "Пахита" то появлялась, то исчезала. Полноценному трехактному спектаклю предпочитали сорокаминутное Гран па. Эту сцену Петипа поставил для бенефиса Екатерины Вазем. Вместе с ней танцевали восемь лучших балерин Маринки, и каждая имела успех. Современные примы тоже не упускают возможность выйти и блеснуть в коротких, но эффектных вариациях…

Екатерина Крысанова, солистка балета Большого театра: "Мы должны зацепить зрителя, чтобы выходя из зала, помнили каждую из нас и даже больше, чем другую".

Гран па - парад балерин….балетное дефиле длится не больше минуты. Выходя на сцену, каждая новая солистка еще чувствует присутствие соперницы.

Марианна Рыжкина, солистка балета Большого театра: "… Сложно подготовиться, здесь сразу надо войти в настроение".

Бурлака перерыл все архивы – даже в Гарвардском университете работал. От оригинальной версии Петипа сохранилось описание нескольких вариаций, рисунок декораций и черно-белые фотографии костюмов. Пришлось Елене Зайцевой делать имперские пачки балерин на свой страх и риск.

Елена Зайцева, художник по костюмам: "Много очень, 78 женских костюмов!"

Перед премьерой золотошвейки Большого, работали ночи напролет. Испанская сетка, розы, кружево, камни - невесомые пачки теперь, как воинская кольчуга.

Елена Зайцева, художник по костюмам: "Они не очень легкие, но и не тяжелые. Максимально облегчили и сделали иллюзию такого тяжелого костюма".

Несколько лет назад "Дети Розенталя" Леонида Десятникова наделали в Большом столько шума, что постановку обсуждали даже по соседству - в Думе. И вот - новая премьера, неожиданная для самого композитора - музыку для "Русских сезонов" он писал для скрипача Гидона Кремера, не думая ни о каком балете. В основе были тексты Поозерья, региона, затерявшегося на границе России и Белоруссии.

Леонид Десятников, композитор: "Я сыграл на том, что слово "сезоны" в некоторых языках обозначает "времена года", поэтому мы имеем русские времена года – 12 месяцев и какие-то события патриархальной жизни русской".

Легкие сарафаны вместо громоздких пачек. Танцуют босиком. Вместо академических поз – ломанные линии модерна.

Сезоны хоть и русские, но никакого намека на дягилевскую антрепризу.

Алексей Ратманский, хореограф-постановщик спектакля: "Cтруктура – это календарь. Православный или земледельческий русский календарь".

Впервые услышав музыку Десятникова, прима Большого Светлана Захарова запаниковала - такое не станцуешь. Но Ратманский был неумолим. Если "Сезоны…" уже приняли в американском ABT (American Ballet Theatre), то дома - в Большом – принять просто обязаны. Теперь Десятников пишет музыку для нового совместного проекта, а солисты Большого все песнопения знают назубок.

Светлана Захарова, солистка балета Большого театра: "Очень нравится музыка, пение, все необычно".

Венчает вечер одноактных балетов "Симфония до Мажор" Баланчина, известная под названием – Хрустальный дворец. В репертуаре Большого балет около десяти лет. Премьера была в Парижской Опере в 47-м, и до сих пор "Хрустальный дворец" признан гимном классическому танцу.

Читайте также: Большой театр начинает сезон на подъеме