18.11.2008 | 12:50

Полотна Уильяма Тернера – в музее имени Пушкина

В Музее изобразительных искусств имени Пушкина открылась выставка полотен великого романтика Уильяма Тернера. В экспозиции представлены больше сотни работ великого пейзажиста, чье искусство стало не только национальным достоянием Великобритании, но и одним из ее символов. Основоположник английского романтизма, Уильям Тернер – один из самых ярких представителей мирового романтизма. Его работы крайне редко покидают пределы страны. В Москве только однажды, 23 года назад, было выставлено несколько полотен Уильяма Тернера. Выставка такого масштаба – первая. Рассказывают "Новости культуры".

Грандиозный, гениальный, неповторимый – такими эпитетами награждали Уильяма Тернера все, кто пришел на открытие выставки. Художник XIX века опережал свое время, и даже современники не сразу оценили его талант. Тернер разрушил все академические каноны, открыл новый пластический язык. В России с творчеством английского рамантика по-настоящему знакомятся лишь сейчас.

Ирина Антонова, директор Музея изобразительных искусств им. Пушкина: "Тернер – совершенно удивительная личность. Это совершенно авангардный художник, несмотря на свое время. Он сделал величайшие открытия, в первую очередь, в пейзажной живописи".

Одни специалисты считают Тернера предтечей импрессионизма. Другие уверены, что в поздних работах художник приблизился к истокам абстрактного искусства. Тернер совершенно забывал о форме, растворяясь в цветовых и световых эффектах. Никому не удавалось так, как ему передавать стихию моря, воздушную атмосферу, плывущие облака. В этом ему нет равных. С его творчеством был знаком Айвазовский, Саврасов. Его работы видели передвижники.

Екатерина Селезнева, главный хранитель Третьяковской галереи: "Творческая манера Тернера, то, как он выстраивает свою живопись, ,настолько необычна, неординарна, настолько он опередил свое время, что я просто не вижу ему параллелей в русском искусстве".

Михаил Курилко, главный ученый секретарь Академии художеств: "Другая жизнь, другое настроение жизни. А мы обязательно хотим всех в клетки посадить. Этот романтик, этот символист, этот классицист, все – шире".

Такого рода экспозиции – событие в культурной жизни. На открытии выставки присутствовала супруга президента Светлана Медведева. Лондонская галерея Тейт впервые представляет в Москве такую масштабную ретроспективу. И впервые более сотни полотен - сорок картин, семьдесят акварелей и две гравюры английского живописца покинули запасники Британского музея. Готовилась экспозиция два года, что потребовало не только больших усилий сотрудников двух крупных мировых хранилищ, но и содействия попечительского совета Музея изобразительных искусств, членом которого является Алишер Усманов. Оформлять экспозицию пригласили Бориса Мессерера.

Борис Мессерер, дизайнер выставки: "Они многодельны. Их очень интересно рассматривать. Хотя они сделаны совершенно не иллюзорно. Они сделаны широкими мазками, широкая живопись. Вообще, это какая-то мировая загадка".

Возможно, поэтому кураторы выставки дают возможность заглянуть в лабораторию мастера, увидеть, как рождались замыслы Тернера. На выставке кроме картин представлены акварели. Художник часто пользовался этой техникой, особенно во время путешествий.

Иен Уоррел, куратор выставки ( Великобритания): "Эта выставка -своеобразная летопись карьеры Тернера,от его зарисовок до экспериментов с красками".

Тернер открыл секреты цветовой и музыкальной гармонии. Его картины как нельзя лучше соответствуют выбранной в этом году теме декабрьских вечеров "Образ и звук".

Галина Андреева, специалист по Британскому искусству: "Тернер - это то удивительное состояние рождения музыки, где присутствует и гармония, и дисгармония, и ощущение космоса, нужно только заставить себя присмотреться".

Школьники и студенты также будут иметь возможность открыть для себя Тернера. Они могут участвовать в конкурсе на лучшее эссе об одном из произведений великого мастера.

Читайте также: Выставка Уильяма Тернера открывается в Москве

Анна Познанская и Йен Уоррелл на "Худсовете"

Алексей Мокроусов о выставке работ Уильяма Тернера