19.11.2008 | 16:32

Анна Познанская и Йен Уоррелл о живописи Тернера

В гостях у вечернего выпуска программы "Новости культуры" были кураторы выставки "Тернер" - Анна Познанская и Йен Уоррелл (Великобритания). В беседе речь шла о выставке "Тернер" из собрания галереи "Тейт Бриттен", которая открылась в Москве 18 ноября.

Смелый, воздушный, яростный и прекрасный – из таких прилагательных складывается описание живописи Тернера, но ни одно прилагательное не способно выразить неповторимый тернеровский стиль, ломающий классические каноны восприятия. Эксперименты Тернера со светом и цветом во многом предвосхитили многие художественные и даже научные открытия конца XIX и начала XX столетия. На выставке в музее имени Пушкина обещают показать самые интересные, этапные работы художника – это и "Рыбаки в море", и "Снежная буря. Переход Ганнибала через Альпы", и "Вечный покой. Похороны в море" и многие другие. Также будут представлены и учебные штудии мастера, которые помогут увидеть нам Тернера в новом не только художественном, но и педагогическом свете.

– Анна, действительно, такой выставки не было в таком количестве и таком качестве, что же мы увидим в итоге, и как возникла эта идея?

– (Анна Познанская) Идея была связана в первую очередь с тем, что в нашей стране, к счастью, оживает интерес к XIX веку и к искусству XIX века разных периодов, разных этапов, потому что не только в России, не только в Москве, во всем мире XIX век ассоциировался, прежде всего, с творчеством импрессионистов, постимпрессионистов. И люди были настолько увлечены этими выдающимися художниками, что девятнадцатое столетие отступало на второй план. Так продолжалось весь двадцатый век. И только в двадцать первом веке спохватились, что в XIX столетии было очень много выдающихся мастеров, и те же импрессионисты не появились на ровном месте, а возникли из каких-то предыдущих импульсов и на фоне уже какого-то контекста, который существовал в это время.

– Йен, говорят, что англичане считают Тернера величайшим из живописцев, и весь остальной мир также признает этот факт. Почему, как вы думаете?

– (Йен Уоррелл) Тернер – одна из фигур, изменивших британское искусство. Были еще другие художники, жившие раньше, например Вильям Хогарт, который хотел сделать британское искусство сравнимым с другими зарубежными школами, например, с французской. Но до Тернера, никто, например, не уделял внимания ландшафтной живописи. Тернер это быстро исправил, да еще подготовил почву для последователей, тех же импрессионистов. Тернер – художник, который стоит на перепутье. Он смотрит и в прошлое, на мастеров XVII и XVIII столетийй – Клода Лорена, Пуссена, но он и смотрит в будущее. Вот почему он нас так завораживает. Также нельзя не упомянуть о его технике акварели и масляной живописи. Тернер выражает себя радикально и этим прекрасен.

– Тернер очень длинно называл все свои картины, такое впечатление, что он пытался объяснить что-то зрителям, это действительно так, и почему на Ваш взгляд?

– (Анна Познанская) Он же показывал свои картины в основном в Академии художеств. Вышло такое правило, по которому произведения, которые художник выставлял, в каталоге он мог сопровождать каким-то текстом. Мне кажется, это связано с тем, что Тернер тяготел к литературе, даже сочинял стихи, не говоря уже о трактатах его педагогических, поэтому поэтическая сторона его творчества, поэтический дар в этом и выражался, потому что иногда он сопровождал свои произведения стихотворными опусами, которые сохранились и дошли до наших дней, а иногда он просто так сложно описывал свое название.

– Известно, что собрание "Тейт" самое большое, как произведения Тернера попали в собрание "Тейт"?

– (Йен Уоррелл)Коллекция досталась нам согласно завещанию Тернера. Он хотел, чтобы все его картины можно было видеть в Национальной галерее. А "Тейт" была основана как отделение британского искусства Национальной галереи. Долгое время все его работы и хранились в Национальной галерее, а потом перешли к нам. Правда, две картины остались, потому что Тернер хотел экспонироваться рядом с Клодом Лорреном. Тернер все время соперничал, соревновался с современниками. Вообще, прошло очень много времени, прежде чем все картины были каталогизированы и показаны. Поразительно, но часть картин была случайно найдена директором Национальной галереи в подвале лишь в 50-х годах прошлого века. Сотрудники так глухо их запаковали и задвинули в такой дальний угол, что картины чуть не выкинули. Так были найдены еще 17 шедевров Тернера, не значившихся в каталоге.

Читайте также: Сегодня на "Худсовете". 14 ноября 2008 года

Алексей Мокроусов о выставке работ Уильяма Тернера

Выставка Уильяма Тернера открывается в Москве

Полотна Уильяма Тернера – в музее имени Пушкина