21.11.2008 | 14:21

"Музыка линии и штрихов" на выставке в Третьяковке

Золотые перья, перья мастеров, создают не только блистательные тексты. Государственная Третьяковская галерея хранит шедевры, выполненные пером. Сегодня музей представляет выставку под названием "Маэстрия пера". Это рисунки XVIII – начала XX веков. Большинство из них публика увидит впервые. Рассказывают "Новости культуры".

Кто первым стал использовать перо для рисунков, неизвестно. Эта техника была популярна еще в древности. Со временем художники вместо гусиных перьев стали использовать стальные и тростниковые. В Китае работали деревянными палочками, иногда в ход шли спички. Потом художники додумались переворачивать кисти и подправлять рисунки черенками. Затем стали использовать смешанные техники. Перо оказалось универсальным инструментом, позволяющим художникам делать не только легкие зарисовки, но и создавать монументальные полотна. На выставке даже искушенный зритель увидит много неожиданного. "Рисунки Перова, которого мы воспринимаем как художника сдержанного, дидактического, социально ориентированного, а здесь к нему применимо слово маэстро", – замечаер заведующая отделом графики Третьяковской галереи Ирина Шуманова.

Впервые зрители увидят рисунки из архива издательства "Скорпион" и журнала "Весы", главным редактором которого был переводчик и коллекционер Сергей Поляков. Специально к выставке было отреставрировано пятьдесят рисунков. Большое внимание графике уделяли художники объединения "Мир искусства" – Бенуа, Бакст, Добужинский, Сомов. С помощью пера они создавали различные виньетки, заставки, буквицы для своего журнала. Не отказывались от этого инструмента и авангардисты. Они разыскивали перья и краски, вышедшие из употребления. Так, Михаил Ларионов в 1930-е годы на парижских развалах обнаружил бумагу XVII века и орешковые чернила. Так появился портрет в старинном стиле. Перо использовали Филонов и Гончарова, а Кандинский рисовал им на стекле. Художник познакомился с этой техникой у немецких примитивистов и решил использовать ее в своих работах. "И рождаются такие произведения безумной красоты, в которых есть диалог старого и нового, диалог линии и цвета. И неслучайно эти произведения напоминают витражи", – продолжает Ирина Шуманова.

Рисунки пером, которые первоначально художники использовали как вспомогательные, Шишкину удалось превратить в самостоятельный жанр. "У Шишкина это начиналось как рисунки для офортов. И в какой-то момент один из рисунков привел в восторг на одной европейской выставке. И его купили. Он стал работать уже специально", – поясняет куратор вытсавки Евгения Илюхина. "Музыкой линии и штрихов" называют специалисты рисунок пером, а художники охотно продолжают использовать эту изысканную технику и в наше время.