22.11.2008 | 22:41

"Самый великий из живущих" - Кшиштоф Пендерецкий

Завтра польскому композитору Кшиштофу Пендерецкому исполняется 75 лет. Те, кто любят и понимают его музыку, называют маэстро "самым великим из живущих". Их оппоненты сразу же напоминают о забастовках музыкантов, не желающих играть его сочинения. Сам же Пендерецкий считает, что пишет просто красиво звучащую и непременно эмоциональную музыку. Перед юбилеем с композитором и дирижером встретились "Новости культуры".

Ни дня без строчки, ни года без России. Пусть не всегда так получается, но к этому стремится пан Кшиштоф Пендерецкий. Невозмутимый возмутитель спокойствия в 60-е. Он молниеносно успел возмутить спокойствие не только в родной Польше, но и в России. В 66-м году его впервые пригласили сюда для исполнения наделавшего много шума сочинения "Плач по жертвам Хиросимы". Шум оказался из чего. Это потом уже сочинение признали ярким образцом европейского авангарда, а тогда "музыковеды в штатском" вынесли сочинение на порицание. И порицали его долго. Тем не менее, на этом дорога в Советский Союз, а затем и в Россию для Пендерецкого не закрылась. И как для композитора, и как для дирижера.

Кшиштоф Пендерецкий, композитор, дирижер (Польша): "Когда меня приглашают, мне сложно ответить "Нет". Особенно когда просят продирижировать моим же сочинением. Работа с оркестрами занимает очень много времени. Но даже в поездках я стараюсь писать музыку. Например, сегодня, в Москве, я встал в шесть утра, чтобы поработать".

Вставать в шесть утра для пана Кшиштофа – дело привычное. Так он делает и в родном Кракове, где у него огромный сад. Пендерецкий серьезно занимается дендрологией. Недавно в честь своей любимой маленькой внучки он посадил аллею дубов. Говорит, что садоводство и композиция очень похожи: и деревья, и музыка живут дольше, чем тот, кто их создал.

Пишет Кшиштоф Пендерецкий по-старому, за роялем. Не любит тратиться на короткие опусы. Мыслит масштабно, симфонично. Предпочитает начинать не с начала, а с середины. Выстраивает архитектонику сочинения, вынашивая замысел месяцами.

Когда-то оркестранты устраивали забастовки, отказываясь работать с Пендерецким. Объясняли это нежеланием ломать свои инструменты – слишком "антихудожественные приемы" использовал композитор. Сейчас пан Кшиштоф - профессор 17 ВУЗов в самых разных странах. Почетный член двух королевских музыкальных обществ. Его график расписан на годы вперед. Но он по-прежнему придерживается принципа: ни дня - без строчки, ни года - без России.

Но так бывает редко. Он знает, как говорить и – главное – как писать такую музыку, за которую Кшиштофа Пендерецкого признали "самым великим из живущих".