24.11.2008 | 11:18

Табуретка – "элементарная конструкция трехмерного пространства"

"Искусство не то, что видит художник, а то, что он заставляет увидеть других", – утверждал Дега. Андрей Красулин лечит зрителя от душевной близорукости. "Простая форма" – так называется персональная выставка мастера, которая открывается сегодня в столичной галерее "Popoffart". В экспозиции представлена живопись, скульптура, графика и арт-объекты, созданные за последние два десятилетия. Отказавшись и от академической традиции, и от идей андеграунда, художник, по его собственным словам, выбрал в искусстве путь дзен. Не познание, а переживание мира. Преклонение перед высшим замыслом, воплощенным в самых обыденных предметах. Героиней нового выставочного проекта стала табуретка. Рассказывают "Новости культуры".

Для кого-то табуретка – мебель, а для художника Андрея Красулина – "элементарная конструкция трехмерного пространства". "Минимальная, очень надежная и очень изящная конструкция. В известном смысле, более совершенная, чем античный храм. Дерево использовано предельно", – поясняет он.

По цеховой принадлежности Андрей Красулин – скульптор. В 1960-е – 1970-е он много работал с деревом. В начале 1990-х решил, что скульптурой заниматься не стоит, потому что она идолообразна и неэкологична. Да и вообще, на одном листе можно изобразить все возможные скульптуры. Тема табуретки в его творчестве отражает все эти размышления. "Эта совершенная форма в моем вмешательстве не нуждается. Покрасить можно, а потом перекрасить", – продолжает Красулин.

Табуретка дала Красулину возможность работать на плоскости, быть живописцем. Уже двадцать лет он пишет эту непритязательную и анонимную скульптуру. По табуреткам разных лет можно проследить эволюцию его творчества. В работах последнего года – торжество живописности, а в монохромных произведениях художника табуретка почти растворена в метаморфозах голубовато-серого фона. Зеленая табуретка 1998 года записана старославянским полууставом. "Эта табуретка сделана в конце 1990-х, когда у меня была иллюзия, что можно работать для церкви. Тут есть какая-то великопостная тема. На самом деле, я тогда увлекался писанием шрифтов", – вспоминает мастер.

Несмотря на видимую абстрактность, табуретки Красулина отражают личные, почти лирические переживания. "Это было сделано в Ильин день, но грозы не было, что на табуретке и записано", – показывает художник. Когда Андрей Красулин берет табуретку в руки, он будто проверяет ее на прочность. Для живописи он тоже выбирает надежные материалы. "Это нетканный материал, чем грядки закрывают. Мне очень нравится. Он крепкий, легкий", – признается художник.

Качество и выверенная простота – эти добродетели для Красулина суть искусство. "Красулина отличает органичность подхода, своеобразный дзен. Использовать предмет в своих целях, не искажая его и почти даже не отражая", – замечает галерист Сергей Попов.

Концепция выставки "Простая форма" по-своему парадоксальна. Художник, известный как скульптор, представляет живопись. Художник, чье искусство считается беспредметным, представляет вариации на фигуративную тему. Спектр вариаций широкий: от почеркушек до больших полотен, от табуретки как объекта до табуретки как системы координат. "Потом они сделали более абстрактными, превратились в знак или в систему координат пространства", – добавляет Андрей Красулин. В его многолетней увлеченности табуреткой в полной мере проявляется характер его творчества. Естественный, экологичный минимализм, аскетичный, несуетный и сдержанный.

Читайте также: Григорий Забельшанский о художнике Андрее Красулине