24.11.2008 | 13:02

Уникальный витраж представлен в Академии художеств

Витражи называют "большими драгоценностями". Это сравнение бытует с начала Средних веков, когда сложнейшей профессии "витреариуса" еще не существовало. Витражи для французского двора изготавливали ювелиры, подбирая цветные стекла друг к другу, как камни в украшениях. Одно из таких "украшений" появилось в интерьере музея Российской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Сегодня здесь состоится презентация витража "Христос Вседержитель". Более века назад уникальный запрестольный образ создали художники знаменитой мастерской Цеттлера в Мюнхене, а возродили его петербургские реставраторы. Рассказывают "Новости культуры".

Торжественное возвращение с сопровождением. Витраж представлен на металлическом подиуме. Изначально мобильную подставку хотели сделать деревянной, но оказалось, что такой хрупкий, на первый взгляд, груз весит больше двухсот килограммов, поэтому остановились на прочном металлическом каркасе. Кроме всего прочего, он надежно защищает витраж металлическими зажимами, ведь одно неосторожное движение – и старинное стекло может лопнуть.

Эта красота вечная, но хрупкая. Некоторые фрагменты роскошной мозаики реставраторы склеивали из крошечных кусочков, а специальное стекло с тыльной стороны, которое поддерживает стеклянную картину, и вовсе пришлось заменить. Однако специалисты говорят, что это минимальные повреждения для столь солидного возраста. "С этим витражом нам повезло, в том смысле, что он неплохо сохранился. Обычно подобные вещи в гораздо более плохом состоянии, а этот – неплохо", – замечает заведующий отделом реставрации музея Российской Академии художеств Сергей Грива.

Витраж работы Франца Цеттлера уникален. В России было всего несколько его шедевров, и сохранился только этот. Кстати, специалистам еще предстоит выяснить, откуда стеклянная картина попала в фонды музея. Вполне вероятно, до революции запрестольный образ хранился в одной из домовых церквей Петербурга.

Последний реставрационный штрих – витраж протирают специальным раствором. Что любопытно, в нем нет ни капли воды – только так он защитит металл от коррозии. Экспонат готов и занимает свое законное место. В окнах Академии полтора века назад тоже стояли витражи, и сейчас они хранятся в фондах музея. Сотрудники надеются, что тоже смогут их отреставрировать. Вполне возможно, что вскоре здесь появится целая выставка живописи на стекле.