26.11.2008 | 14:26

Звон без колоколов в "Школе драматического искусства"

"Маленькая коллекция колоколов и колокольчиков" – так назывался концерт, в котором никаких колоколов не было. Зато звучала имитация колокольного звона в клавирной и инструментальной музыке. В концерте приняли участие специалисты по старинной музыке Петр Айду и Федор Амиров. Их инструменты – фортепиано и клавесин. В программе концерта были исполнены сочинения европейских и русских композиторов. В чем разница между музыкальным и образным строем колокольного звона разных времен и народов? Рассказывают "Новости культуры".

Петр Айду убежден: музыкальное произведение должно исполняться на том инструменте, для которого было написано. Поскольку в программе концерта музыка с XVI века до наших дней, одним роялем не обойтись. На сцене сразу четыре инструмента. "Вирджинал – это клавесин прямоугольной формы итальянского типа. Такие инструменты были очень модны в Англии в XVI – XVII веке. Они были повсюду. Даже в парикмахерской стоял такой инструмент, чтобы человек, ожидая своей очереди, не скучал", – рассказывает Петр Айду.

Вирджинал идеально подходит для исполнения сочинений английского композитора XVI века Вильяма Берда. "Маленькая коллекция колоколов и колокольчиков" – такое название концерта может ввести слушателей в заблуждение. Никаких колоколов на сцене нет – только подражание колокольному звону. Да и коллекция набралась совсем не маленькая. "Очень много есть отражений колокольной музыки в музыке инструментальной. И мне всегда было интересно собрать в одну кучу все это. Это не совсем музыка. Это какая-то "предмузыка" или "надмузыка"", – продолжает Петр Айду.

Пианист Федор Амиров любит экспериментировать, поэтому сразу согласился участвовать в представлении не совсем обычной программы. По словам музыканта, палитра эмоций, которые может выразить колокольный звон, огромна: "От радости до горя, что называется. От света до тьмы. От какого-то экстаза до глубокой трагедии".

В сочинениях для фортепиано Рахманинова, Листа, Равеля, Мусоргского можно уловить колокольный звон. Нужно лишь прислушаться.