27.11.2008 | 16:45

Иконы из собрания Виктора Бондаренко представлены в Третьяковке

Произведения церковного искусства, ранее не известные широкой публике, представлены на выставке, которая открылась сегодня в Государственной Третьяковской галерее. Экспозиция из собрания Виктора Бондаренко показывает развитие русской иконописи на протяжении трехсот лет правления Дома Романовых.

Выставка наглядно демонстрирует, что национальное достояние может сохраняться не только в музеях, но и в частных собраниях, которые время от времени становятся доступными для широкой публики. По словам Бондаренко, "шестьдесят-семьдесят процентов художественного отечественного наследия могли бы просто исчезнуть, если бы не коллекционеры, которые не только находят и выкупают произведения, но и реставрируют их, вводят в научный оборот".

На выставке Виктор Бондаренко показал журналистам икону "Рождества Богородицы", на которой из-за потемневшей олифы не было видно даже сюжета. При реставрации произошло научное открытие: проявилось не только прекрасное письмо, но и авторская подпись. В 1715 году икону написал известный царский иконописец Василий Уланов. Исследователям было известно всего восемь образов, подписанных его именем.

Еще одно научное открытие, по словам коллекционера, связано с образом "Спаса на троне" начала ХIХ века, который, как выяснилось, "принадлежит представителю династии ярославских иконописцев, известной на протяжении пяти веков".

Многие экспонаты свидетельствуют об исторических эпизодах. Так, на оборотной стороне Казанской иконы имеется надпись, что она была освящена митрополитом Московским Филаретом 3 августа 1855 года "для отправления в город Севастополь храбрым воинам российским".

В числе представленных шедевров – икона "Троицы", написанная в 1690 году знаменитым мастером Гурием Никитиным. Кстати, это единственная подписанная им икона, отметил коллекционер.

Виктор Бондаренко сказал, что не планирует передавать музею свою коллекцию, которая в общей сложности содержит 280 икон. "Здесь, в Третьяковской галерее, шесть тысяч единиц хранения, и многие из них находятся в запасниках, а часть с 1920-х годов еще не реставрирована", – заметил коллекционер.