27.11.2008 | 19:34

Иконы эпохи правления династии Романовых

Сто икон эпохи династии Романовых выставлены в Третьяковской галерее. Это первая масштабная экспозиция, представляющая русскую школу иконописи XVII – XX веков. Среди бесценных шедевров – образы Богоматери Федоровской, покровительницы рода Романовых, и иконы, написанные в годы Первой мировой войны. Помимо культурной и религиозной составляющей, для исследователей важны также историко-документальные свидетельства, сохранившиеся на иконах. Рассказывают "Новости культуры".

"Романовский период" иконописной школы впервые представлен последовательно. Доминантой выставки стала костромская икона "Богоматерь Федоровская". Она списана с чудотворного образа XIII века и непосредственно связана с избранием Алексея Михайловича Романова на царство. "В Кострому пришли уговаривать Алексея Михайловича на царство, и в Костроме была икона "Богоматерь Федоровская". С этого момента, с марта 1613 года – празднование", – рассказывает сотрудник Третьяковской галереи Галина Сидоренко.

Икона периода заката империи – "Явление Богоматери русским воинам" – написана по заказу Николая Второго. Из газет он узнал, что одному из солдат перед боем в Польше было видение, после чего его полк выиграл сражение. Такие иконы раздавали на русском фронте. Их называют "иконами личного благочестия". Они были популярны в эпоху Романовых. Тогда же у иконописцев появилась возможность путешествовать. В связи с этим стала меняться трактовка классических сюжетов. Например, Вознесения. "Это другой вариант той же идеи, но он повторяет икону у Гроба Господня. Они появляются в России с XVII века", – показывает специалист. Однако иконописцы никогда слепо не копировали западные оригиналы или гравюры. Брали только какие-то нюансы. "Например, детали в украшениях, орнаментальные мотивы, но никогда не было прямого заимствования", – добавляет он.

"Рождество Богородицы" – икона 1715 года, одна из немногих работ, подписанных Василием Улановым. Его фамилию обнаружили во время реставрации под слоем олифы. Образ "Троицы" – единственный, на котором сохранился автограф Гурия Никитина, крупнейшего иконописца Оружейной палаты. "Была в ужасном состоянии, здесь выемка", – показывает коллекционер Виктор Бондаренко.

Среди представленных икон – много ликов Богородицы. Она считалась покровительницей души. Размер иконы часто говорит о ее назначении – для храма или для частного дома. Однако точно узнать судьбу этих шедевров теперь вряд ли удастся. Слишком многих владельцев они сменили, прежде чем стать экспонатами выставки.

Читайте также:
Иконы из собрания Виктора Бондаренко представлены в Третьяковке