28.11.2008 | 11:30

Театр "Дерево" покажет "DIA GNOSE" в столице

Танец буто вместо системы Станиславского, череда импровизаций вместо репертуара. Речь идет о театре "Дерево". "Группа единомышленников", которую двадцать лет назад собрал в Ленинграде Антон Адасинский, превратилась в один из самых неординарных театров Европы. В последние годы "Дерево" прижилось в Дрездене, но три ноябрьских дня актеры проведут в Москве. Экспресс-гастроли пройдут на сцене Театра имени Вахтангова. Для поклонников это будет долгожданная встреча, для неофитов – открытие нового мира, для критиков – очередная попытка поставить артистам "диагноз". Кстати, новая работа театра, которую покажут именно сегодня, называется "DIA GNOSE". Рассказывают "Новости культуры".

"Это красиво, может, я плохо побрита, но голова хорошая", – говорит актриса Елена Яровая. Ее голова выглядит так же, как у Антона Адосинского, Татьяны Хабаровой и других членов группы "Дерево" – скульптурно, бесполо, универсально. Они называют это "позицией ноль". "Я смотрю на себя как на заготовку, на которой я нарисую что угодно. На ней можно все",– утверждает Елена Яровая.

Нейтральная форма способна передавать предельные состояния. Невозможная чувственность, нечеловеческая пластика, сумасшествие и болезнь – одним словом, пограничный опыт. Именно это особенно интересует "Дерево". Они называют себя не театром, не труппой, а группой – как рок-команда. Кому-то этот коллектив покажется сектой, ведь, по примеру Ежи Гротовского, они не проводят границы между искусством и жизнью. "У нас все касается нашей личной жизни, переживаний, видений в "Дереве", но тут уж совсем патологическая искренность наступила какая-то", – говорит Антон Адасинский.

Спектакль "DIA GNOSE", который покажут сегодня в Москве, – это самая автобиографическая и самая свежая работа группы "Дерево". "Dia – это Бог, gnose – знание. "Бог знает", – говорят нам доктора", – поясняет Адасинский. Рассказ об этом спектакле он предваряет то ли легендой, то ли клиническим описанием. Описывается болезнь таинственная и смертельная, подцепленная режиссером где-то на востоке, чудесное выздоровление и не менее чудесные лекарства. "DIA GNOSE" – это отчет об испытанных в болезни видениях. Борьба с распадом и собственными двойниками, которых можно обнаружить даже на луне, – вот, что переживает Антон Адасинский. А Елене Яровой пришлось перевоплотиться в вирус. "Первый раз я играю плохое существо. Оказывается, столько накопилось, есть, что реализовывать", – признается она.

Вирус предстает в образе пчелки, исцеление – в образе единорога. У постановки "DIA GNOSE" аллегорический язык, яркая сценография и мощный саунд-дизайн. Спектакль "Однажды", который "Дерево" тоже привозит на московские гастроли, сделан иначе. Десять лет назад он получил приз Эдинбургского фестиваля "Фриндж". Эта клоунада – посвящение Славе Полунину с классическими героями комедии дель арте. Ее даже показывают на детских фестивалях. Удивительный факт для таких отчаянных экстремалов.

Читайте также: Алена Карась о гастролях театра "Дерево"