28.11.2008 | 12:28

Евгений Опря: "Хочется, чтобы включалась мозговая активность зрителя"

Для студента снять фильм-притчу в коротком метре – это дерзкая задача. Однако начинающий кинорежиссер Евгений Опря рискнул, и дебютная картина "Стена" принесла ему победу на 28-м Международном фестивале ВГИК в номинации "Лучший игровой фильм". Во время съемок участникам съемочной группы пришлось пройти через сложнейшие испытания, ведь действие ленты разворачивается в пустыне. Что сложнее: борьба со стихией или с равнодушием зрителя? Рассказывают "Новости культуры".

Теперь члены съемочной группы приходят в студию озвучания лишь для того, чтобы вспомнить, как работали над фильмом. Все шумы делали, как в хорошем большом кино. Настоящий песок, но не под ногами, а под руками. Они смотрят на фотографии со съемок и не верят, что все это было с ними.

"Стена" – это фильм-притча, или, как говорит Евгений Опря, приключенческо-философская мелодрама. За полчаса короткого метра герои теряют надежду, находят друг друга, влюбляются – и все это ради того, чтобы преодолеть мифическую стену без конца и края. Кстати, идея ее "оживить" появилась уже после съемок на озвучании. "Те звуки, которые мы использовали для стены – то есть мы хотели сказать, что стена живая, с ней нужно бороться. Это не просто камень. Она имеет свой характер, свое звучание, свой голос", – говорит звукорежиссер Андрей Томашевский.

Актрису Галину Мамадакову режиссер выбрал сразу, хотя сама она утверждает, что на пробах говорила сплошную чепуху, Евгений признается, что для него это не имело значения. Он наблюдал за мимикой актрисы, ведь фильм снят без единого слова. Кроме того, его покорила готовность актрисы к борьбе со стихией. Никто из съемочной группы в пустыне не жил. Для всех съемки были испытанием. Отсутствие слов отнюдь не облегчало актерскую работу.

"Актеры в фильме доводились до такого состояния, что они просто не могли говорить. Там просто место такое – иначе там нельзя было. То есть кругом пустыня, жуткий ветер, ни света там, это не цивилизация совершенно", – замечает режиссер Евгений Опря. Он работал с актерами по методу Тарковского: почти ничего не объяснял, а просто ставил их в ситуацию, из которой нужно было как-то выкручиваться. "Он сказал: "Копай яму, и дальше какая у тебя реакция будет на это? У меня была такая реакция – то есть я не думала заранее, как же мне это сыграть", – признается Галина Мамадакова.

Режиссер-дебютант не строит планов на будущее. Говорит, что это только мешает. Единственное, в чем он уверен, так это в том, что кино у него будет, конечно же, лучше, чем весь современный российский кинематограф. "Хочется что-то такое интересное снимать. Не просто, что лежит на поверхности, а что-то глубокое, что незаметно, может быть, человеческому глазу, взгляду. Хочется, чтобы включалась мозговая активность зрителя", – поясняет Евгений. Одержав победу с фильмом "Стена", он шутя приглашает актрису сниматься в "Стене – 2".

Свою короткометражку о проблеме отцов и детей Евгений посвятил своим родителям, а они подарили ему импровизированного "Оскара". Вся съемочная группа в условиях борьбы с климатом пустыни сплотилась, и расставаться они не собираются. Возможно, в следующий раз свой фильм режиссер посвятит друзьям, ведь теперь их стало гораздо больше.