28.11.2008 | 23:31

"Симфония с солирующим фортепиано!". Брамс на сцене БЗК

В концерте Государственного симфонического оркестра России, за пульт которого встал дирижер Александр Трегер, а солировать была приглашена Элисо Вирсаладзе, прозвучали сочинения Брамса – Первая симфония и Первый фортепианный концерт. Об Элисо Вирсаладзе Святослав Рихтер отзывался как о звезде первой величины: "Это артистка большого масштаба, – говорил он, – может, самая сильная пианистка-женщина". Для Александра Трегера, выпускника Московской консерватории, уехавшего в Америку, это был первый концерт на родине спустя 36 лет. Рассказывают "Новости культуры".

Попав в Москву, Александр Трегер первым делом пошел к консерватории. "Это правда или нет? нам не снится?! Когда мы перед зданием стояли – это ощущение невозможно описать", – вспоминает дирижер. Возможно, это не свойственная американцам ностальгия, а, может быть, трепет, присущий всем, кто здесь учился. И здание легендарное, и учился Александр Трегер у великого Ойстраха. С такой школой ему было нетрудно сделать в Штатах карьеру скрипача и начать дирижировать. "Я до сих пор играю, я всегда буду играть. Я просто музыкант. Я преподаю, дирижирую, играю", – говорит он.

В Москве на этот раз он дирижирует произведениями любимого композитора Брамса. В программе концерта – Первая симфония и Первый фортепианный концерт. Солистка – Элисо Вирсаладзе.
Кажется, она играет слишком редко – столь долгожданно каждое ее выступление. Тем более, в Москве она практически не повторяет программ. "Я Брамса играю много, но не очень часто. Тем более, такой концерт, который больше симфония с солирующим фортепиано, нежели традиционный концерт для фортепиано с оркестром. Это одна из вершин и в творчестве Брамса. Серьезная задача справиться с ним", – признается народная артистка СССР.

Когда сам Брамс впервые исполнил этот концерт, он не имел успеха. "Я ведь еще только ищу, нащупываю", – писал он тогда в письме другу. Однако этот концерт стал не менее популярным, чем созданный позднее Второй. "Второй, конечно, замечательный, но по форме этот более совершенный, Первый", – считает Александр Трегер.

В Москве этот концерт впервые исполнил Танеев, а Вирсаладзе вписала еще одну прекрасную страницу в российскую историю этого сочинения.