29.11.2008 | 22:55

90 лет со дня рождения Ильи Гутмана

Илья Гутман – режиссер документального кино, фронтовой кинооператор, чьи кадры хранят неприукрашенную правду о Великой Отечественной. Многих друзей и героев своих фильмов он нашел на той войне. Одним из них стал – Юрий Никулин. В фильмографии Гутмана более сотни операторских и около 40 режиссерских работ, многие из которых вошли в золотой фонд российской кинодокументалистики. Сегодня исполнилось 90 лет со дня рождения Ильи Семеновича Гутмана. Рассказывают "Новости культуры".

Война застала Илью Гутмана студентом третьего курса ВГИКа. В поисках серьезной работы он с друзьями-однокурсниками мечтает попасть на фронт.

"Пять человек, пять друзей, мы придумали, решили попытаться снять свою дипломную работу на войне. То есть уже были организованы фронтовые киногруппы, уже операторы работали на фронтах. И мы написали письмо министру, тогда был министр Большеков, и он нам разрешил, всего 5 человек, которые написали это письмо, снять поехать на дипломную практику, и снять дипломную работу на войне, на фронте", - вспоминал он.

Из 210 операторов, работавших на фронте, 58 домой не вернулись. Материалы, снятые на войне, вошли в фильмы "Орловская битва", "Восьмой удар" и "День войны". Внучка Ильи Гутмана – тоже режиссер-документалист – без уроков дедушки обойтись не может.

Анна Филимонова, режиссер-документалист: "Мне приходилось делать фильмы о войне тоже, и получалось так, что я пользовалась тем материалом, который дедушка снимал, и это было очень приятно".

Фильм "Не стреляйте, мы журналисты" в детстве для Анны был интереснее любого мультфильма.

Анна Филимонова, режиссер-документалист: "Я в 10 лет, наверное, так мне было, я эту кассету VHS засматривала, знаете, лучше мультфильмов любых. В общем, страшное кино на самом деле. Мне нравился дедушкин ритм, нравилось вот это видение какое-то современное и, может быть, что-то меня зацепило тогда и, мне кажется, я где-то приближаюсь к его стилистике, мне бы хотелось".

Как оператор он снимал у Кармена, Беляева и Кристи. Свою первую режиссерскую работу – фильм "Пик дружбы" - он снял в Киргизии. Он был фактически сослан туда сразу же после ареста отца в 46-м году. После возвращения – увлекся цирком и спортом. В 1971 году он пригласил молодого оператора на съемки фильма "Тур Европы – 71". Виктор Доброницкий был в шоке: ему предложили стать главным оператором фильма. Взаимопонимание возникло после первой же работы.

Виктор Доброницкий, оператор: "Я с ним очень любил сидеть на монтаже. Мы снимали на пленку 35 мм, документальное кино снималось тогда так. И ему было интересно, и мне было интересно, что он делал с моим материалом. Это получалось довольно любопытно всегда и, хотя, в общем, я не стал режиссером пока, очень многому у него научился с точки зрения, как снимать".

Одна из первых работ о цирке – "Парад-алле" с выступлениями Карандаша и Валентина Филатова.

Виктор Доброницкий, оператор: "Энергия шла по всем направлениям, и сразу вас заражала. Он был удивительно контактным человеком, у него было много друзей, и он всегда ставил цель, которую достигал".

Одним из таких друзей стал Юрий Никулин. Илья Гутман снял самый первый документальный фильм о своем любимом артисте. Спустя несколько лет он вернулся к этой теме и создал двухсерийный фильм "Юрий Никулин… От первого лица". Сегодня о нем говорят, как о легенде документального кино. А внучка Анна точно знает – главных принципов, созданных дедушкой, сегодня очень не хватает документальному кино.

Анна Филимонова, режиссер-документалист: "Уметь увидеть, причем вот самое настоящее что-то и показать так, чтобы запомнилось навсегда, вот это мы, наверное, потеряли сейчас".

Он смог увидеть больше. Все его фильмы – это живые портреты героев, и никакой игры перед камерой. Тем ценнее кадры, сохранившие саму жизнь.

Читайте также: Гутман Илья. Момент истины