01.12.2008 | 19:30

Ян Клята и его "политический театр"

Фестиваль NET приближается к финалу. В юбилейной афише осталось всего три спектакля ярких представителей "Нового европейского театра". Один из них – Ян Клята. В эти минуты на сцене театрально-концертного зала на Яузе молодой польский режиссер представляет спектакль "Дело Дантона". В начале 1980-х эта пьеса Станиславы Пшибышевской о французской революции вдохновила Анджея Вайду, и он снял фильм, в котором роль Дантона сыграл Жерар Депардье. Клята, которого на родине называют "возмутителем спокойствия", интерпретирует исторический материал по-своему. Рассказывают "Новости культуры".

Ян Клята – самый настоящий театральный революционер, и это ни у кого не вызывает сомнений. Консервативный режиссер так не выглядит. Одна только прическа "ирокез" чего стоит. Столь же радикально он подходит и к своим постановкам.

Надо сказать, что его театр называют чуть ли не политическим. Во всяком случае, точно с ярко выраженной социальной позицией. Режиссер с этим особо не спорит, хотя и не считает театральную сцену трибуной, с которой провозглашают лозунги. "Наивно думать, что мы можем изменить мир. Было бы здорово: приходит президент какой-нибудь страны, смотрит наш спектакль, а мы как будто глаза ему открываем на жизнь. А он говорит: "Ах, вот оно как! Теперь все по-другому делать буду!". Мы не занимаемся театром, чтобы пропагандировать свои идеи, и это не исповедь. Театр – это место, где вам дают возможность размышлять. Мы лишь сеем зерна, а что из них прорастет и когда – неизвестно", – поясняет Ян Клята.

"Дело Дантона" – пьеса, написанная Станиславой Пшибышевской в 1930-е годы. В ее основе лежит история противостояния двух идеологов французской революции – Робеспьера и Дантона. Дух революции – пышнотелая блондинка в красном – то и дело, заявляет о себе.

Ян Клята так объясняет свою позицию относительно этих исторических личностей: "Я еще слишком молод, потому мне ближе революционные идеи Робеспьера – идеалистичные с терпким привкусом террора. Но я уже не так молод и могу понять убеждения Дантона – более циничные, но и человеколюбивые одновременно". Впрочем, в спектакле Кляты оба персонажа выглядят комично. Дантон со своими единомышленниками и вовсе на суде отплясывает диско. "Нет, наш спектакль совсем не провокационный. По крайней мере, в Польше так не считают. Это столкновение двух героев и все. Вот это большая провокация", – замечает актер Веслав Чихы.

Публика следит за "Делом Дантона" прямо со сцены. Ряды кресел размещают между опилками, плотно покрывающими сценическую поверхность, и всевозможными коробками. Это сценографическое решение отправляет к недавнему прошлому. "У нас такая сценография. Это то, что видел каждый из нас. Это ларьки, знаете, где одни хотят подешевле купить, а другие – подороже продать", – рассказывает режиссер.

Кроме того, спектакль Кляты пахнет бензином. Вместо гильотины в нем практикуют бензопилы. Впечатляющее зрелище, полное иронии и острой сатиры.

Все материалы о фестивале NET>>>