02.12.2008 | 11:37

Мастер-класс комедии дель арте на сцене Малого театра

"Пикколо театро ди Милано" вновь в России. Вместе с артистами итальянского "Театри Унити" знаменитая труппа покажет в Москве спектакль "Дачная трилогия" по пьесам Карло Гольдони. В прошлом году его поставил известный режиссер и актер Тони Сервилло. В Италии эта комедия была сыграна сто тридцать раз, затем ее с успехом показали в Берлине и на театральном фестивале в Бухаресте. Сегодня она впервые будет представлена в Москве, на сцене Малого театра. Рассказывают "Новости культуры".

Три дня в Малом театре Москвы и два дня в Малом театре Санкт-Петербурга хранители секретов комедии дель арте будут представлять спектакль по пьесам Карло Гольдони "Дачная трилогия". Правда, на этот раз знаменитый стрелеровский театр выступает только в качестве бренда. Творческая концепция постановки принадлежит мало известному в России "Театри Унити". "В одном из интервью я как-то сказал, что хотел бы поставить "Дачную трилогию". А поскольку Гольдони – это основа театра "Пикколо", тем более, что Стрелер уже ставил этот спектакль раньше, директор театра с радостью подхватил эту идею", – говорит Тони Сервилло.

Сервилло называет "Театри Унити" лабораторией. Там экспериментируют со сценическим пространством и словом, ставят драматические спектакли, оперы и даже кино снимают. "На последнем Каннском кинофестивале две наши картины даже получили призы", – замечают в театре.

Идти по следам знаменитого Стрелера Сервилло не стесняется. Соблюдая адаптацию, сделанную метром, он безжалостно режет текст. Поэтому его "Дачная трилогия" короче на шестьдесят минут и идет всего три часа. В основе спектакля лежат три произведения Карло Гольдони, объединенные одним сюжетом. "В ожидании дачи", "Дачные приключения" и "Возвращение с дачи", причем две пьесы переведены на русский язык впервые.

Две семьи горожан, не аристократов и не богачей, беспечно проводят время в деревне, коротая жизнь за игрой в карты, обедами и зваными вечерами. В конце дачного периода, прокутив последние, герои оказываются на грани финансового краха. Итальянские критики называют эту постановку не иначе как "чеховский Гольдони". Режиссеру это сравнение безумно нравится. "Меня это дико возбуждает. Быть в этом городе, в этом театре со спектаклем, насыщенным чеховской атмосферой", – признается Тони Сервилло.

"Дачную трилогию" привезли в Россию в рамках специального проекта, который начался еще 20 октября в театральном училище имени Щепкина. Почти месяц российские студенты изучали традиции комедии дель арте, как говорится, из первых рук. "В один из наших приездов к нам подошла группа российских студентов, которые сказали: "Не покидайте нас, приезжайте снова". Так и появилась эта идея. Я не верю в так называемые "театры-побратимы". Реальная, каждодневная работа определяет уровень отношений", – говорит руководитель миланского театра "Пикколо" Серджо Эскобаро.

Тогда же, в октябре, на сцене Малого театра итальянцы показали свой самый знаменитый спектакль "Арлекино – слуга двух господ" в постановке легендарного Джорджо Стрелера. На следующий день после завершения гастролей Малый театр представит премьеру спектакля "Безумный, безумный Генрих" по пьесе знаменитого итальянского драматурга, лауреата Нобелевской премии Луиджи Пиранделло. Можно считать, что мастер-класс итальянской культуры прошел не даром.

Читайте также:
Итальянские театры представляют "Дачную трилогию" Гольдони в Москве

Наталья Казьмина о гастролях "Пикколо театро ди Милано"