02.12.2008 | 19:30

"Крейцерова соната" на сцене МХТ

В МХТ звучит "Крейцерова соната". Сценическую версию одного из самых сложных произведений Льва Николаевича Толстого представляет режиссер Антон Яковлев. Это его дебют в Художественном театре. В главной роли – Михаил Пореченков. Черно-белое пространство, костюмы, лишенные исторических примет, и множество футляров для музыкальных инструментов, которые заменяют все детали реквизита. Звучит не сама "Крейцерова соната", а вариации на тему, созданные композитором Александром Маноцковым. Он по-своему интерпретирует классика. Из монолога главного героя, которого играет Михаил Пореченков, получился диалог, где есть место письмами самого Толстого к жене. И хотя в данном случае речь идет о драматической постановке, главной героиней становится музыка. В условном пространстве Малой сцены Художественного театра весь вечер играет струнное трио. Рассказывают "Новости культуры".

В МХТ поставили "Крейцерову сонату" Толстого. Это сложнейшая, многословная проза, и выстроить ее гармоничную инсценировку сродни творческому подвигу. Его и совершил режиссер Антон Яковлев. Более того, он даже позволил актерам импровизировать, подменяя некоторые слова и понятия современными аналогами. "Это не заигрывание со зрителем, это такие точки, как иглоукалывание, чтобы острее попадало", – поясняет постановщик.

Об актуальности материала спрашивать наивно, однако стоит услышать, что думает об этом Олег Табаков: "Потребность любить или чтобы тебя любили. Знаете, "чтобы меня любили – я готов на все!"".

Главную роль играет Михаил Пореченков. Собственно, выбор этого актера и есть решение спектакля. Он менее всего соответствует образу безумца, легко перепрыгнувшего в своем сознании пропасть между влюбленностью от скуки и убийством из ревности. "Обычно представляют такого неврастеника, а мы люди здоровые, крепкие. И тем страшнее, ведь это сидит в каждом", – замечает Михаил Пореченков.

"Грустно, что ничего не меняется к лучшему", – заметил кто-то в зале, очевидно, проведя прямые параллели между своей личном жизнью и трагедией, описанной Толстым. Однако, если учесть, что во времена Толстого "Крейцерова соната" была запрещенным произведением и ходила в списках, а сегодня она идет на сцене Художественного театра, то можно понять: что-то все-таки изменилось к лучшему.