03.12.2008 | 11:42

Секреты волшебства "Декабрьских вечеров Святослава Рихтера"

Сегодня в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина начинается 28-й музыкальный фестиваль "Декабрьские вечера", который носит имя Святослава Рихтера. Именно благодаря этому музыканту в начале 1980-х в Москве появился этот музыкальный праздник. В нынешнем году главным вдохновляющим мотивом фестиваля станет живопись знаменитого британского художника-романтика Уильяма Тернера. Сегодня музыку его соотечественников в Белом зале музея будут исполнять Александр Бузлов, Алена Баева, Алексей Уткин и другие музыканты. О вчерашнем и сегодняшнем дне "Декабрьских вечеров" рассказывают "Новости культуры".

"Участием дышал зимний вечер, как всему сочувствующий свидетель" – эти строки Пастернака всегда подходили к "Декабрьским вечерам". Святослав Рихтер, вопреки расхожему мнению, не любил проводить зимы в России. Он заболевал, ему был необходим мощный высококультурный антидепрессант. Лечение заключалось в том, чтобы "делать что-то такое один раз в год. И вот, мне кажется, для Москвы красиво делать это в декабре. Это такой зимний месяц московский. Потом название очень красивое", – говорил Рихтер.

Ирине Антоновой название не понравилось. Она предпочла бы "Дары волхвов", но все же пришлось смириться. Рихтер говорил, что ее предложение было дерзким. "Но, вы знаете, он сразу откликнулся. Это случилось в конце июня 1981 года, и уже в декабре у нас были первые "Декабрьские вечера"", – замечает директор Пушкинского музея.

Рихтер искал и находил темы, разрабатывал сценарий, обдумывал интерьер. На "Декабрьских вечерах" он осуществлял свое невоплощенное режиссерское призвание. "Выдвинуть рояль – чем дальше, тем лучше", – руководил он. "Его мог не устраивать свет, или декорации не на том месте, я уже не говорю о музыке", – вспоминает художественный руководитель фестиваля "Декабрьские вечера" Юрий Башмет.

Рихтер умел создавать театральность, которой так не хватает казенной сухости концертного зала. Это было особое "рихтеровское" пространство, за которое его называли волшебником. "С уходом Рихтера, конечно, ушло волшебство вообще. Поэтому немудрено, что и на "Декабрьских вечерах" это как-то отразилось", – замечает Элисо Вирсаладзе.

Состав исполнителей был и остается "звездным". Даже после смерти Святослава Теофиловича это правило – приглашать самых выдающихся музыкантов – осталось неизменным. "Пришел великолепный музыкант как художественный руководитель – Юрий Башмет. Но это уже другой человек, со своим миром", – говорит Ирина Антонова.

"Другой человек" стал художественным руководителем фестиваля после ухода Рихтера. Он говорит, что согласился сразу, не раздумывая, несмотря на то, что быть преемником не так-то просто. "Он ушел и унес секрет свой. Да, действительно, он ворожил", – признает Башмет.

Элисо Вирсаладзе уже два года не принимает участие в "Декабрьских вечерах" и отмечает, что без Рихтера все стало другим: "Я не могу сказать, что я перевернула для себя страницу "Декабрьских вечеров", но, в какой-то степени, для себя лично могу сказать, что в этом есть доля правды. Что-то было особенное, и когда Вы являетесь свидетелем этого особенного, то вам, участнику этого, очень сложно".

"Декабрьские вечера" изменились, однако это не означает, что они стали лучше или хуже.

Все материалы о фестивале>>>