03.12.2008 | 12:40

"Голос столетия" Мария Каллас

Ее называли "ураганом", "божественной" и одновременно "дьявольской" дивой. Жизнь величайшей оперной певицы ХХ века Марии Каллас связана с множеством тайн и загадок. Согласно разным источникам, днем ее рождения может быть 2, 3 или 4 декабря 1923 года. В любом случае, в этом году мир отмечаете 85 лет со дня ее рождения. Благодаря яркому таланту, огромной работоспособности, неустанному стремлению к совершенству Каллас сохраняла пальму первенства в своей профессии без малого двадцать лет. В 1977 году, когда ее не стало, газеты по всему миру вышли с заголовками: "Голос столетия замолчал навсегда". Рассказывают "Новости культуры".

Николай Цискаридзе в детстве был уверен, что похож на Марию Каллас. Особенно в профиль. Он знает все ее записи, бывал почти во всех квартирах и домах, где она жила. Даже свои балетные партии Николай исполняет с теми же акцентами, что проставила Мария Каллас. "В Нью-Йорке, когда я танцевал, один зритель подошел ко мне и сказал: "Я знаю, с кого вы делали "Кармен". Я спрашиваю: "И с кого?". Улыбаясь, он сказал: "Вы делаете ее акценты"", – рассказывает танцовщик. "Я всегда вспоминаю ее фразу, она очень действенна для меня. Когда ее спрашивали о конкуренции, она очень четко ответила: "Когда найдется певица, которая будет петь тот репертуар, что и я, и так, как я его пою, тогда я буду беспокоиться"", – добавляет Цискаридзе.

Голос Марии Каллас не был технически безупречным. Многих он даже раздражал своей резкостью, особенно поначалу. Однако в чем Марии не отказывал никто и никогда, так это в ее артистизме. Первым и лучшим ее учителем был режиссер Лукино Висконти. Он вспоминал, как однажды добрая публика закидала певицу не цветами, а овощами. "Она поняла, что то, что бросали, было больше, чем цветы. Она подобрала их и присела в глубоком поклоне", – вспоминал Висконти.

Отношения Марии Каллас и прессы – это отдельная история. Газетные публикации глубоко ранили певицу. Она подолгу восстанавливалась после них, а журналисты не стеснялись и называли Каллас "тигрицей". Однажды в Риме Каллас должна была спеть "Тоску". Собрался весь итальянский бомонд. Однако после первого акта певица решила не продолжать свое выступление. Она была нездорова. Этого ей не простили. Газеты всячески превозносили капризность и непредсказуемость примадонны. Но она не была такой.

Когда певица встретила свою настоящую любовь – Аристотеля Онассиса – она, не задумываясь, развелась со своим прежним мужем и бросилась в сражение за энергичного сибарита-миллионера. За год она похудела на 37 килограммов, стала изящной, как Одри Хепберн – идеал женской красоты для Марии Каллас. Но, несмотря на все усилия, Каллас проиграла свое сражение. "Каллас, после того как ее осчастливил Онассис, перестала заниматься, бросила петь и хотела быть только с ним. Я думаю, это была большая ошибка. Я предостерегаю от этого своих учеников", – признается народный артист СССР Зураб Соткилава.

Большая сцена не прощает таких отпусков. "Это рутинная работа", – говорит Соткилава. Этому он учит и своих учеников. И все же до сих пор те оперы, в которых когда-то пела Мария Каллас, не поддаются восстановлению. "Должно вырасти еще одно поколение, которое не помнит примадонну, ее голос и ее глаза", – убежден Зураб Соткилава. "Посмотришь на эти глаза – и умираешь от восторга. Сколько в этих глазах мысли, чувственности, обаяния и любви", – замечает он.

Мария Каллас последние дни жизни провела в Париже в полном одиночестве. Она была 53-летней женщиной, потерявшей свой голос, а вместе с ним и интерес к жизни.

Читайте также:
Божественная примадонна Мария Каллас