10.12.2008 | 15:48

"Тайны мировой каллиграфии" на выставке в Москве

В Современном музее каллиграфии 9 декабря открыта постоянная экспозиция. Художественное слово – это ведь не только слово поэтическое, литературное. Это еще и слово, художественно изображенное. Учитывая катастрофически падающую культуру внятной записи от руки, можно сказать, что разборчивость – это вежливость пишущего. Примеры и стимулы следует теперь искать в экспозициях музея. И в частности, на выставке "Тайны мировой каллиграфии". Рассказывают "Новости культуры".

"Верные слова не изящны, красивые слова не заслуживают доверия". Лао де Дзы. "Красивые слова должны состоять из красивых букв, тогда им можно не только доверять, но и воспринимать иначе", - добавят каллиграфы. Афористичность – их стихия. Для своих произведений они выбирают изящные изречения великих умов. Синтез формы и содержания приводит в гармонию и то, и другое. Немецкие художники утверждают, искусство письма устарело. Латинским девизом "Единство в многообразии" они обращаются к коллегам.

Андреа Вундерлих, каллиграф (Германия): "Это латинское выражение, которое призывает художников объединиться. Мы должны вместе показать всю красоту нашего искусства".

Это не единственный автограф, который будет создан во время выставки. Каждый день сюда будут приходить мастера общаться с посетителями. "Каллиграфия не только искусство, не только целый новый мир, -утверждают мэтры письма, - но и шаг к нанотехнологиям".

Петр Чобитько, каллиграф: "Потому что готовит всю психофизиологию человека, все, что необходимо для тонких процессов - и тонкую моторику, и внимание, и волю, волевой импульс".

Движение, точное и легкое, оно – основной закон каллиграфии. В работе не мастер шлифует букву, а буква мастера. Даже если это буква закона. Это – первый в России рукописный экземпляр Конституции.

Петр Чобитько, каллиграф: "Мне пришлось изучить историю шрифта. Все-таки в конституции должно быть что-то от нашей традиции. Пришлось создавать для конституции шрифт, разрабатывать ту форму рукописи, искать его ритм, его пластику, чтобы он был современным и были те особенности".

В коллекции музея – конституции разных стран, шрифты, которые были изобретены много лет назад и уже вошли в пакеты компьютерных программ. Священные тексты ислама.

Наджип Исмагилов, каллиграф: "Татары писали на этом шрифте больше тысячи лет с конца IX века и до 1928 года. На этой графике осталось тысячи и тысячи книг".

Наджип Исмагилов возрождает культуру традиционного письма в Казани с начала 90-х годов. Сейчас в городе уже 15 мастеров. На выставке представлены разные школы. Их узнают буквально по почерку. Ведь каждый узор уникален, как отпечаток пальца. Или как толщина каллиграфской кисточки.

Читайте также: Открылся первый в России Современный музей каллиграфии